После начала полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года большое внимание общественности приковано к действиям России в области ядерного оружия.
Наблюдения латвийской спецслужбы БЗС показывают, что Россия периодически усиливает свою ядерную риторику в моменты, когда обостряется военная ситуация в Украине, происходят невыгодные для России события или принимаются нежелательные для нее решения. Вскоре после начала вторжения в феврале 2022 года президент России Путин публично объявил о введении в российских ядерных силах "особого режима боевого дежурства".
Хотя это сообщение получило широкий резонанс в международном сообществе, после соответствующего объявления не было никаких признаков того, что подразделения ВС РФ, привлекаемые к мониторингу тактических ядерных вооружений, будут проводить действия вне обычных стандартных процедур, что свидетельствовало бы о повышенной боевой готовности к применению ядерного оружия.
Поэтому, как и в других случаях, целью такого заявления является запугивание стран Запада и демонстрация позиции силы, особенно в ситуации, когда российская армия не может добиться успеха на поле боя в Украине.
Точно так же недавнее заявление России о размещении ядерного оружия в Белоруссии можно считать в основном политическим сигналом. С тактической точки зрения Россия уже разместила в Калининградской области системы вооружений, которые могут быть использованы для нанесения ядерного удара, - баллистические ракеты малой дальности "Искандер", истребители и гиперзвуковые баллистические ракеты "Кинжал".
Поэтому такой шаг в первую очередь связан с политическими, а не тактическими военными соображениями и является ответом на политику, проводимую западными странами в отношении России, в том числе ответом на решение Швеции и Финляндии присоединиться к НАТО, считают в БЗС.
Еще с 2022 года российские официальные лица выражают готовность разместить ядерное оружие в Белоруссии, если Швеция и Финляндия выполнят свое решение о вступлении в НАТО. В то же время решение о размещении ядерного оружия России за пределами ее территории является еще одним шагом, который углубит включение Белоруссии в сферу влияния России.
Не менее важная цель, ради которой Россия использует ядерные угрозы, - заставить Украину уступить ее требованиям и сдержать контрнаступление по аннексированным Россией территориям. Однако Россия, вероятно, осознает, что это не работает, что уже доказано контрнаступлением Украины летом 2022 года, когда Украина освободила Херсон, сообщает БЗС.
Россия продолжит использовать свою риторику ядерного шантажа и в обозримом будущем. БЗС считает это отчаянным ходом, который используется в моменты, когда Россия терпит неудачу. Ожидается усиление ядерной риторики, если Украине удастся провести ожидаемое контрнаступление.
В БЗС заявляют, что, несмотря на заявления России, вероятность того, что Россия применит ядерное оружие, невелика. Ставки слишком высоки, и это полностью изолировало бы Россию от ее союзных стран - Китая, Индии и других. Оценивая текущее развитие ситуации с вторжением России в Украину, БЗС не нашло индикаторов, которые указывали бы на готовность России пойти на такой шаг, и в ближайшее время это рассматривается как весьма маловероятный сценарий.
Почти наверняка Россия осознает, что применение ядерного оружия - это последний инструмент в ее распоряжении, после использования которого в Украине у нее больше не будет выхода. Хотя боевые действия "идут не по плану", в распоряжении России есть и другие инструменты, чтобы попытаться добиться своих целей в Украине.
Однако при определенных условиях Россия может принять решение в пользу применения ядерного оружия. Во-первых, последует ядерный ответ в случае применения противником ядерного или другого оружия массового уничтожения против России или ее союзников. Во-вторых, ядерный удар может быть использован в качестве ответа на ракетный удар, направленный на Российскую Федерацию, в том числе обычный удар, который может лишить Россию возможности использовать свой ядерный арсенал и создать экзистенциальную угрозу.
В-третьих, российское ядерное оружие может быть использовано в ответ на нападение с применением обычных вооружений или войну, которая может угрожать самому существованию государства.
В БЗС поясняют, что российские чиновники часто используют эти критерии применения ядерного оружия в своих публичных сообщениях. Однако следует отметить, что общедоступные документы России о ее ядерной стратегии и действиях относительно расплывчаты и допускают высокую степень интерпретаций.