Отмена выставки коллекции фарфора российского олигарха Петра Авена в Огрском историко-художественном музее не только ставит вопрос о том, насколько глубоко в латвийском обществе укоренился сорняк российской "мягкой силы", который прорастает и на культурном поле, но и показывает то хрупкое состояние, в котором находятся латвийские художественные ценности в частных коллекциях.
Фонд Авена "Поколение" - яркий пример того, как искусство и культура уже давно используются как инструмент "мягкой силы" России - на деньги лояльных России людей проводятся фестивали ("Рига - Юрмала"), финансируются выставки, культурно-массовые мероприятия и т.д., что незаметно насаждает мысль о желательности российских финансовых вливаний.
Несмотря на этические препятствия, мешающие экспонировать коллекцию фарфора П. Авена, художественная ценность этих изделий никуда не исчезла, но одновременно они являются и собственностью российского олигарха, подпадающего под санкции.
"Сейчас очень большая часть латвийских произведений искусства находится в частных руках", - говорит Мара Лаце, директор Латвийского национального художественного музея. "На мой взгляд, будущее частных коллекций непредсказуемо. Оно зависит от собственных планов частного коллекционера, его эмоций. Коллекции попадают в руки наследников, растворяются и исчезают, распродаются или расформировываются. Это нормальный порядок вещей. В каком-то смысле произведения искусства становятся заложниками частных коллекций", - говорит Лаце.
Например, как в случае с художественной коллекцией "ABLV Bank", которая задумывалась как один из основных компонентов будущего Музея современного искусства Латвии, но теперь ситуация с этой коллекцией очень неясная.