Порой для восприятия жизни полезно сменить локацию. В силу причин личного характера мне уже три года позволено ежедневно лицезреть огромную живую массу воды. Видя Даугаву, в девичестве Западную Двину, текущую из глубинки России в Рижский залив и, по сути, в Атлантику, проникаешься мощью природы. И – ответственностью человека. Потому мой собеседник – рижанин Михаил Борисовский, гидрометеоролог, урожденный одессит, который три десятилетия отдал изучению Даугавы в Гидрометеоцентре Латвии.
Как движется лед
– В уходящем зимнем сезоне очень много спорят о ледяных заторах на Даугаве, наводнении в Екабпилсе, почему все так вышло. В этой связи уместно спросить о Даугавпилсской ГЭС – вы же участвовали в расчетах. Как она могла бы изменить реку?
– Если бы певцы Атмоды во главе с Дайнисом Ивансом не затеяли в конце 80-х общелатышский хай о ненужности строительства Даугавпилсской ГЭС, которая к тому времени уже строилась, то ГЭС давно была бы введена в эксплуатацию. Ориентировочно в конце 1990 – начале 1991 года. А ведь все строительство велось за счет союзного бюджета, как и приобретение и поставка технологического оборудования – турбин и прочего.
Даугавпилсская ГЭС должна была выполнять своего рода роль буфера: в период весеннего паводка накапливать в своем водохранилище огромные массы воды и движущегося в ней льда с верхнего водосбора, то есть с территории Белоруссии. А тогда значительно уменьшалась вероятность образования ледяных заторов и затоплений в районах Екабпилс и ниже до Плявиняс.
Вот такой упущенный шанс! Я уж не говорю о выработке примерно 20% дополнительного количества электроэнергии для Латвии. Думаете, Дайнис Иванс беспокоился о редких видах травок, растущих по берегам будущего водохранилища? Святая наивность! В зону затопления водохранилища попадал хутор его отца... Вот такой чисто шкурный личный интерес, преподносимый как забота об экологии Латвии.
Виноват ли Батька?
– Сейчас говорят и о «водных войнах» с Беларусью. Мол, построил Лукашенко три ГЭС – и испортил Двину.
– Никакого влияния на уменьшение притока воды с верхнего водосборного бассейна Даугавы это не окажет. Накопленная в водохранилище Белорусской ГЭС вода отрабатывает свою задачу. Через «крутилки» турбин-генераторов и через шлюзы вода идет вниз по течению в Латвию. В том же количестве и такого же качества. Так что никакой «водной» войны между Латвией и Белоруссией не должно быть! Если нашим политикам не стукнет в голову очередной бздык.
– А как интерпретировать зарастание воды в Юрмале с точки зрения гидрометеорологии? Заливу все же плохо? Вообще, что происходит с Балтийским морем?
– Высокое содержание и цветение сине-зеленых водорослей в Рижском заливе обусловлено, прежде всего, малым содержанием кислорода в воде. Причина? Загрязнение сточными водами. Так называемая водная инспекция мышей не ловит, а если и ловит, так только с целью получить мзду за составление «правильного» акта проверки. А сколько раз стоящие на рейде морские суда под прикрытием ночи сливают балластные и сточные воды?! В общем, круговорот воды в природе. Море ведь не озеро, через проливы водообмен с соседними морями идет постоянно.
Таинственные волны Шумана и хвост котейки
– С вашим огромным опытом, что скажете о достоверности современной компьютеризированной метеорологии? Какому сайту довериться?
– Я склонен больше доверять фенологическим приметам – живым индикаторам природы. Многие домашние и дикие животные, птицы, насекомые, растения улавливают даже малейшие изменения атмосферного давления, влажности воздуха, силы и направления ветра. Ученые насчитали около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры – предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.
И этому имеется вполне научное объяснение. В конце 40-х годов прошлого века было установлено, что циклоны и фронтальные разделы в атмосфере генерируют электромагнитные волны сверхнизких частот в диапазоне 7–13 герц – так называемые «волны Шумана». Они, распространяясь внутри глобального резонатора Земля-ионосфера, служат предвестниками бури для многих представителей биосферы.
Индикаторами живой природы пользуюсь для ориентации о предстоящей погоде в ближайшее время, на сутки-двое. Например, при выезде на рыбалку с ночлегом, при планировании работы на своих 6 сотках, при вылазке в дальний лес за грибами и ягодами… Да мало ли еще в каких случаях! К примеру, выбрать «правильный» по погоде день для заливки крыши гаража новым слоем битума. Даже супруга иногда спрашивает: когда лучше белье постирать – завтра или послезавтра, дабы оно, повешенное на балконе для сушки, не попало под дождь...
Но это я не возвожу в абсолют. Если же мне требуется знать о погоде на две-три недели, а то и больше, обращаюсь за консультацией к своим давнишним коллегам Гидрометцентра России. На сайтах Европейского центра среднесрочных прогнозов, а также германской гидрометслужбы (для меня она более авторитетна, чем аналогичные службы Англии, Швеции, Финляндии etc) смотрю их схемы. Можно выделить такие факторы, как размеры и интенсивность циркумполярного вихря, индекс североатлантического колебания, квазидвухлетняя фаза стратосферных ветров.
Любая уважающая себя метеофирма, где бы ни находилась ее штаб-квартира – в Москве, Оффенбахе, Норчепинге, Хельсинки, Праге, да хоть в далеком Кейптауне – обязательно «заботится» обо всем мире, делая прогноз для больших городов каждого из материков. И делают они это абсолютно бескорыстно, вот только прогнозы эти... не слишком точны. Они «невоодушевлённые» – составляются компьютерами и перед публикацией не проходят контроль со стороны профессиональных синоптиков. Так что если синоптики говорят, что завтра будет ясно, не обольщайтесь: они имеют в виду, что сейчас им ни хрена неясно, а вот наступит завтра и тогда станет ясно, что за погода в этот день!