Неожиданно широкий резонанс вызвало решение Сейма, одобрившего создание в Латвии нового военного полигона. В соцсетях тему подхватили в обычном для латвийской публике истеричном духе: «Это что же делается, люди добрые!?» Объясняем.
Мы допускаем, что тему пытается разогреть оппозиция, которую хлебом не корми, дай покритиковать правящих за все, что они сделали или не сделали. Утверждается, например, что полигон будет занимать 3% территории страны, что пострадают местные жители, у которых отберут земли, ну и вообще: «Доколе?!»
Сетевой комментатор, увидев новость, обязательно добавляет, что это позор всему государству, что ничего подобного в Европе нет, что Латвия стала страной третьего мира и что теперь он (комментатор) непременно уедет за границу, ибо «оставаться больше в этой стране невозможно». Ну или что-нибудь подобное, так нам всем знакомое по латвийскому сегменту интернета.
А если без истерики?
На самом деле площадь будущего полигона, что создадут в Селии, в Айзкраукльском и Екабпилсском краях, составит не 3% Латвии, а меньше полпроцента, то есть 256 кв. км. Но это, конечно, тоже много, если сравнивать с другими странами Европы. Здесь критики правы.
Например, в большой Германии крупнейший военный полигон Берген-Хоне, что в Нижней Саксонии, занимает площадь 284 кв. км. Правда, есть с десяток и других полигонов, поменьше. Гравенвер в Баварии – 229 кв. км, Хохенфелс, тоже в Баварии, – 160 кв км. И так далее.
Крупнейший полигон Польши Дравско имеет площадь 339 кв. км. В Чехии – пять полигонов общей площадью 1296 кв. км. Это 1,6% площади страны.
Самый большой полигон Финляндии, Роваярви, имеет площадь 1110 кв. км и считается крупнейшим в Северной Европе.
В Испании два крупных полигона – 232 и 340 кв. км.
У Великобритании шесть полигонов, где крупнейший имеет площадь 380 кв. км. Два из этих военных объектов находятся вообще за пределами территории страны. Видимо, колониальное прошлое помогает.
Особое раздолье для военных в Канаде. Крупнейший подобный объект там имеет площадь 2690 кв. км! А есть еще полигоны площадью в 1000 кв. км, 600 кв. км, 400 кв. км и другие, поменьше. Впрочем, Канада – страна огромных размеров, может себе позволить.
Кстати, в Канаде плотность населения составляет 4 человека на кв. км, а в Латвии – 29. Ну, это так, к слову. Для тех, кто пишет в тех же соцсетях, что Латвия – пустая страна и людей тут совсем не осталось.
В Европе меньшая плотность населения по сравнению с Латвией наблюдается в Швеции (23 жителя на кв. км), Норвегии (17), Финляндии (16). В Эстонии – тоже 29 жителей на кв. км. В общем, здесь Латвия вполне себе вписывается в парадигму Северных стран.
Птичкам будет хорошо
Относительно фермеров, у которых отберут земли. Их, конечно, очень жаль. Однако заметим, что речь идет лишь о 10 кв. км, которые принадлежат частным и юридическим лицам. Именно столько земли подлежит отчуждению в пользу государства. Протестов от этих фирм и людей мы пока не слышали, а значит, их устроила предложенная денежная компенсация.
Остальные территории, которые пойдут под полигон, принадлежат государству и чуть-чуть (0,3 кв. км) – самоуправлениям.
Кстати, исследования, проведенные в мире на тему того, как подобные военные объекты влияют на окружающую среду, показывают, что это влияние скорее положительное. Из-за того, что на этих территориях ограничена хозяйственная деятельность, флора и фауна там плодится и размножается с большим удовольствием. Животные сторонятся мест, где идет стрельба, но на остальных территориях полигонов резвятся и веселятся.
В Германии на военных полигонах восстанавливается популяция почти истребленных было волков, а в США на полигонах (они занимают 3% площади страны) проживает 21% находящихся под угрозой видов животных. Ну а на полигоне в Адажи, например, в последние годы расплодились удоды, редкая для Латвии птица.
Это не вопрос
Что касается самой идеи, то есть необходимости во втором крупном месте для тренировок военных (первое и главное пока находится в Адажи), то это вряд ли можно обсуждать. Негативно настроенные комментаторы как будто забыли, что совсем рядом с Латвией идет война масштабов Второй мировой, и никто, к сожалению, даже НАТО, не может дать никакой гарантии, что эти боевые действия Латвию не затронут (постучим по дереву).
Если мы хотим, чтобы нам на головы не сыпались бомбы, то можно и полстраны отдать под полигон, если это хоть как-то помогает военным.
Ну а в Адажи служивым давно тесно. В Латвии сейчас находится 1700 зарубежных военных, которые начали тут размещаться после 2014 года, а в скором времени эта группировка должна быть расширена до 2500 военнослужащих. Так что в любом случае гражданским пришлось бы немного подвинуться.