Вильнюс, похоже, отказался от идеи в одиночку отключиться от общей энергосистемы БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией уже в следующем году. Уговорить на ускоренный переход Ригу и Таллин литовцы не смогли.
Свои интересы
Глава литовской компании по передаче электроэнергии Litgrid Рокас Масюлис на днях заявил, что в одиночку Литва не сможет отключиться от БРЭЛЛ в 2024 году.
"Как говорится, надежда умирает последней, но, как показывает направление, мы все еще зависим от эстонцев. Если они не изменят свою позицию, то, к сожалению, это будет по их графику, а не по нашему, потому что мы не можем выйти в одиночку", — сказал Масюлис.
"У нас складывается впечатление, что ни латыши, ни эстонцы очень подробно не продумывали, как они отключатся от России, потому что они не проанализировали досконально соглашение и не подготовили четкого плана, как будет происходить это отключение", — добавил литовец, обидевшийся на то, что Рига и Таллин отстаивают свои интересы, а не литовские.
В одностороннем порядке
Напомним, в чем суть конфликта. В соответствии с соглашением между лидерами стран Балтии и Еврокомиссией, подписанному в 2018 году, Литва, Латвия и Эстония должны были синхронизироваться с сетями остальной Европы к концу 2025 года. Страны Балтии пока действуют в синхронном режиме в кольце БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) и зависят от диспетчерской в Москве и российских электросетей.
Однако литовцы решили, что отсоединяться надо раньше, в 2024 году, и всячески пытались уговорить это сделать Ригу и Таллин. Но безуспешно. Латвия и Эстонии утверждают, что еще не готовы к синхронизации, и проект не удастся реализовать раньше запланированного срока — конца 2025 года.
Дошло до того, что литовский сейм в одностороннем порядке месяц назад принял поправки к закону о присоединении энергосистемы страны к европейским электрическим сетям для работы в синхронном режиме. Согласно поправкам, Литва предоставлялось право реализовать проект синхронизации электросетей с остальной Европой примерно на полтора года раньше запланированного срока — в первой половине 2024 года.
Лёгкое недоумение
Этот шаг вызвал недоумение как в Риге, так и в Таллине. Если Литва в одностороннем порядке отключится от БРЭЛЛ, то Латвия и Эстония останутся на энергетическом острове, который будет связан с ЕС лишь маломощными кабелями, идущими из Швеции и Финляндии. При определенных условиях (отсутствие ветра и дождей) в странах может возникнуть дефицит электроэнергии со всеми вытекающими — экономией и отключениями.
Латвийские власти сопротивлялись молча, но в Эстонии не скрывали своей обеспокоенности.
"В этом нежелании ускорения темпов есть определенные риски для Эстонии. Выбранный нами темп переключения с одной электросети на другую, то, как мы это делаем, есть ли у нас для этого все необходимые ресурсы — это вопрос энергобезопасности и уровня жизни наших граждан", — прокомментировал эстонский министр климата Кристен Михал.
"Пока третья линия электропередачи не будет готова, существует риск того, что Эстония может отделиться от Балтийской электросистемы. При работе с такой схемой снабжения электроэнергией может возникнуть ситуация, когда нам зимой придется ограничивать потребление электричества", — заявили в крупнейшей эстонской энергетической компании Elering.
Но одно дело принять закон, а другое — реализовать задуманное на практике. Если Литва в одиночку отключится от БРЭЛЛ, то известные риски будут и для ее энергетической системы.
РФ уже не возражает
А что Россия? Раньше она имела свои возражения — из–за того, что в энергетической изоляции оказывалась Калининградская область. Москва даже собиралась идти в международные суды. Но потом передумала — россияне решили свои проблемы иначе.
Российский анклав сумел за последние годы нарастить мощность производства электричества с помощью новых газовых электростанций и теперь в этом плане самодостаточен.
В Калининградской области РФ уже проходили испытания работы энергосистемы в изолированном режиме. Как сообщили власти, система сработала без сбоев.