Министерство финансов, руководимое Арвилсом Ашераденсом ("Новое Единство"), разработало План ограничения теневой экономики на 2024–2027 гг. Изучаем нюансы.
Ударить микроплатежами по "чулкам"
Международные эксперты установили прямую зависимость между уровнем ВВП на душу населения и объемом теневой экономики. Так, например, в Австрии живут заметно богаче, нежели в Болгарии, где теневая экономика представлена гораздо шире — соответственно 33,1% и 6,6% от ВВП. Неудивительно, что при пересчитанном на душу ВВП в 56% от среднего по ЕС достижение Латвией результатов Евросоюза по теневой экономике — "маловероятно".
Есть, впрочем, и у нас отрасли с вполне "болгарским" уровнем теневых средств — так, в строительстве, по данным 2022 года, таковые формировали 34,5% оборота. В целом же профессор Стокгольмской экономической школы в Риге Арнис Саука оценил количество денег в теневом обороте в Латвии в диапазоне от 2 до 3,6 миллиарда евро.
Однако народное хозяйство Литвы отличает больший динамизм, чем в Латвии, а уровень "тени" примерно одинаковый, соответственно 25,8 и 26,5 процента ВВП. Между тем "латвийская мораль уплаты налогов ниже, чем в Литве и Эстонии", что засвидетельствовано, к нашему стыду, и Европейским парламентом.
"Еще один показатель, косвенно свидетельствующий об объеме теневой экономики в государстве, это удельный вес оборота наличных денег", — сообщается в документе минфина. Эксперты Европейской комиссии зафиксировали: "Одна из главных движущих сил теневой экономики — это постоянное использование наличных денег как главного метода платежа".
Выводу наличности из использования, предлагает план ведомства А. Ашераденса, должно способствовать "широкое использование новых платежных инноваций, например, бесконтактных и мобильных платежей". Их "широкое применение еще больше уменьшит накопления наличных денег".
Деньги на кризис
К сожалению, последние годы не внушают оптимизма даже в самых развитых странах: "Исследованиями доказано, что каждый кризис до того увеличивал спрос на наличные деньги. Во время кризиса Covid–19 по всему миру, даже в государствах Скандинавии, увеличивался объем находящихся в обороте наличных денег. Например, в еврозоне наблюдался значительнейший прирост спроса на наличные деньги с ее существования".
По данным Банка Латвии, в 2022 году в стране занесли на счета через банкоматы 2,4 миллиарда евро наличными. В свою очередь, розничная торговля с помощью инкассаторов доставила 3,9 миллиарда. Вкупе это составило 6,3 миллиарда евро, или 16,2% ВВП.
"Нужно отметить, — оговаривается минфин, — что существуют также объективные причины, почему вносят наличные деньги через банкоматы, и не всегда это свидетельствует о том, что деньги получены от активности теневой экономики. Также в розничной торговле не все наличные деньги далее передаются предприятиям инкассации, часть из них выдаются обратно клиентам, а также ими ведутся расчеты с поставщиками".
Вместе с тем ведомство А. Ашераденса настаивает, что "необходимо создать систему, при которой получение нелегальных наличных денег будет коммерчески непривлекательным". "Одновременно также надо способствовать популяризации цифровых платежей, мотивируя общество в целом в повседневных сделках меньше использовать наличные деньги…"
Принуждение и убеждение
Минфин называет среди вероятных инструментов: снижение "потолков" расчетов в наличных деньгах; доступность платежных терминалов (POS) во всех местах торговли; принятие государственными учреждениями только электронных платежей.
Рассматривая возможность "агрессивной цели" — понизить уровень теневой экономики в ЛР до 17,2%, что составляет средний уровень по ЕС, Министерство финансов приходит к неутешительному выводу: "Этот сценарий был бы слишком "уничтожающим" для существующей среды предпринимательской деятельности, и его достижение в краткие сроки связано со многими рисками. Это нанесло бы коммерсантам существенные потери с долгосрочными последствиями, вытеснив их из экономической активности, что не уравновешивается единовременным получением бюджетом в размере 326 миллионов евро".
Так что вместо имевших место в прошлом "шока и трепета" для бизнеса официальные органы продолжат стратегию постоянного давления с целью перенаправить денежные потоки в легальное русло. Другое дело, что существует все больше сфер, куда власти вообще не заглядывают: та же криптовалюта в отчете минфина не фигурирует…
Зато описан "реалистический сценарий" — к 2027 году уменьшить теневую экономику на 1% ВВП, и тем самым добыть для бюджета 120 миллионов. Но всяко это меньше, чем траты ЛР на Украину.