Diena опубликовала обширное интервью с одним из ведущих деятелей «Латвийского пути» в 1990-е годы.
У.Осис отметил, что в течение деятельности правительства К.Кариньша и ряда других кабинетов, «Латвия как в экономической, так социальной области, так в области безопасности, сползает все более вниз, на что указывает большинство международных рейтингов в различных областях. Это наука и исследования, инновации, конкурентоспособность бизнеса, даже объем употребления алкоголя и число погибших на автодорогах, где у Латвии есть или первое место в негативном смысле, или последнее место по хорошим индикаторам. И это в действительности очень беспокоит».
Оценивая предстоящие изменения в руководстве и составе правительства, господин Осис скептичен: «Я здесь не вижу существенных отличий. Возможно есть несколько новых лиц, включая кандидатку в премьер-министры. Мне о ней трудно что-то сказать, я ее не знаю, о ней вообще, мне кажется, есть довольно мало информации. У меня в этом смысле настроение не оптимистическое, и не думаю, что что-то существенно может измениться...»
Бывший министр рассказал свою семейную историю: «Моя младшая дочь получила степень бакалавра в Банковской школе в Латвии, но степень магистра получила, каждый год обучаясь в другом государстве — Германии, Австрии, потом Дании. Сейчас, в возрасте 31 года, она обосновалась в небольшом провинциальном городе в Дании, где уже постоянно живет. Когда спрашиваю, не желает ли она вернуться в Латвию — у нее есть хорошее образование, знает много языков (английский, немецкий, тот же русский язык), она отвечает: «Совершенно точно не хочу».
Она поработала в паре государственных учреждений Латвии и сейчас уже пять лет живет и работает вне Латвии. Условия жизни и труда в Латвии и других государствах Европы невозможно сравнивать. В Латвии заметна взаимная нетерпимость, подозрительность обо всем, неизбежные интриги есть везде, ужасная бюрократия — все делается постольку, поскольку этого требует постановка галочки в какой-то графе за проделанную работу. В Дании и других государствах все совсем иначе. В первую очередь уже на уровне отношений людей».
«В Латвии не остался почти никто из круга друзей и знакомых дочери, - продолжает У.Осис, -Когда спрашиваю, что делает какой-то друг или подружка дочери, обычный ответ — встретимся в Лондоне или Вене, или еще каком-то государстве Европы. Понимаете, образованная молодежь уезжают — и это есть глубочайшая проблема и трагедия Латвии. Даже не только факт, что они уезжают, существеннейший вопрос — почему они уезжают?! Понимаете, они не верят этому государству, не доверяют. Они здесь не чувствуют себя хорошо, не видят перспективу. Это хотя бы из-за того же самого русского языка, которого большая часть молодежи не знает, тем самым есть проблемы найти работу, вжиться в коллективы».
Остается лишь загадкой, почему господин Осис не назвал те госструктуры ЛР, где от его дочери и его друзей требовали знания русского языка — отчего те бежали на Запад...