Во–первых, весь июль и часть августа правительство продолжит работу.
Во–вторых, нельзя исключить, что и в Сейме пройдут внеочередные заседания — чтобы утвердить полномочия новых депутатов вместо двух избранных в Европарламент (Вилис Криштопанс и Рихардс Колс) и передать комиссиям очередную порцию законопроектов из Кабинета министров.
Но самое главное для власти — решить за лето (или хотя бы продвинуться в решении) те горящие проблемы, которые стоят перед Латвией на данном этапе. Можно выделить 5 таких основных проблем.
Задача номер 1: где же взять деньги на проект века?
Проблема первая — уже в ближайшие несколько недель необходимо будет предложить варианты дальнейшего финансирования проекта Rail Baltica.
Мало того что нужно найти источники получения недостающих средств, так еще и в любом случае необходимо добиться максимально возможного снижения затрат для реализации проекта века.
Если мы говорим об источниках финансирования, то их может быть четыре:
* из основного госбюджета (путем увеличения налоговых ставок — например, того же НДС),
* за счет перераспределения средств двух еврофондов (пандемийного и базового),
* за счет "выбивания" дополнительных средств из ЕС,
* за счет заимствований, то есть снова брать кредиты.
Что же касается уменьшения стоимости проекта, то здесь вариантов совсем немного: за счет "упрощения" проекта (меньше остановок, одна колея без объездных путей и ответвлений) и за счет уменьшения административных расходов.
Да, в Министерстве сообщения прорабатывают возможность сокращения зарплат работникам двух госкомпаний по реализации проект — RB Rail и Eiropas Dzelzceļa līnijas. Всего в двух компаниях работает 318 человек. Среднего уровня руководители и эксперты зарабатывают: в RB Rail — от 4000 до 5600 евро, EDzl — от 3900 до 4599 евро до уплаты налогов.
Руководители высшего звена RB Rail получали по 5000 до 8800 евро в месяц, в EDzL — 4600 до 5500. Члены правления: EDzL — от 5647 до 6275 евро, а в RB Rail — от 9390 до 21866 евро в месяц.
Недавно одному руководителю по случаю его увольнения, с учетом компенсаций, было выплачено 50 тысяч евро!
Если исходить из того, что средняя зарплата составляет порядка 3000 на бумаге, то в год на зарплаты тратится более 11 миллионов евро, а с учетом налогов, который платит за работников работодатель — порядка 20 миллионов евро! Желание министерства несколько ограничить аппетиты чиновников от проекта века весьма логично и обоснованно. Особенно с учетом "эффективности" тех, кто этот проект века реализует.
Впрочем, если аппетиты клерков от Rail Baltica действительно уменьшат, то это будет скорее символическое решение на фоне общей стоимости проекта — минимум 10,5 миллиарда евро.
Так или иначе, но до осени власти должны определиться с дальнейшей стратегией реализации Rail Baltica. Поиском же виновных в сегодняшних проблемах проекта века, напомним, уже занялись Генпрокуратура и Госконтроль, а с минувшей недели — и парламентская следственная комиссия, которая планирует проводить свое "расследование" и летом.
Задача номер 2: где взять деньги для госбюджета
Вторая проблема — бюджетная. До осени правящим предстоит определиться с основными параметрами госбюджета.
Глава Минфина Арвилс Ашераденс уже поспешил заявить, что в 2025 году на сей раз будет только один приоритет — безопасность (внешняя и внутренняя). То есть с просьбой об увеличении ассигнований в Минфин вправе обращаться только министр обороны и глава МВД.
Но едва ли партнеры по правительству "так просто сдадутся" — наверняка и другие министры будут уверять, что их сферы тоже напрямую касаются безопасности. И медицина связана с безопасностью, и культура (интеграция и медийная политика), и образование (курсы начальной военной подготовки и т. п.), и экономика (стратегические предприятия, включая военную индустрию)…
Задача номер 3: как повысить налоги
Третья проблема — налоговая. Речь идет не только том, какие налоги повысить и какие налоговые льготы убрать, но и о том, когда именно ввести те или иные изменения — со следующего года или с 2026–го.
Ясно одно: в следующем году, с учетом экономической ситуации, снижать налоги власть не будет да и не сможет при всем желании! Нельзя исключить, что уже в следующем году "временно" может быть повышена ставка НДС — на один или два процента.
Планируется повысить и налоги на природные ресурсы, акцизы… Уже ясно, что в 2026 году в связи с "разморозкой" кадастровой стоимости повысится размер налога на недвижимость. И хотя власти обещают ввести потолок роста налога на недвижимость, понятно, что какое–то увеличение этого вида налога будет.
Задача номер 4: как разогреть экономику
Четвертая проблема тесно связана с третьей — обеспечение экономического роста. Экономика, мягко говоря, не растет и если она продолжит "стагнировать", то увеличение налоговых ставок станет просто неизбежным.
Пока неясно, за счет чего правительство сможет "разогреть" латвийскую экономику — с учетом геополитической ситуации едва ли можно рассчитывать на приток инвестиций.
Задача номер 5: как обеспечить поддержку правительства
И, наконец, пятая проблема — политическая. Как уже сообщалось, перед самыми летними каникулами о выходе из сеймовской фракции "Прогрессивные" заявил депутат Сейма Эдгарс Зелдерис. Напомним, что он баллотировался по списку партии "Прогрессивные", но представлял локальную партию "Mēs — Talsiem un novadam".
В начале июня Зелдерис и его талсинские партайгеноссе поссорились с "прогрессивными" и как следствие — решение выйти из состава фракции в Сейме. Это означает, что у коалиции из трех партий в парламенте осталось всего 50 депутатов! Обеспечить перевес над оппозицией правящим помогают два независимых депутата — Игорь Раев и Олег Буров. Последний — в составе объединения с Союзом зеленых и крестьян, — в июне следующего года намерен баллотироваться в Рижскую думу. И в случае избрания правительство Силини сможет рассчитывать лишь на поддержку 51–го депутата, поскольку вместо Бурова в Сейм придет депутат от "Латвия на первом месте".
Понятно, что коалиции нужно срочно думать об укреплении своих рядов. То бишь о том, чтобы расширить коалицию. В кулуарах власти ходят слухи об активных попытках правящих добиться расширения коалиции путем или раскола сеймовской фракции Объединенного списка, или "переманиванием" в коалицию всей фракции Объединенного списка. Понятно, что такой тайной миссией занимаются политики "Нового Единства". Их партнерам — "прогрессивным" и "зеленым крестьянам", — это, мягко говоря, невыгодно, поскольку придется делиться постами и влиянием. К тому же "объединенные" являются главными конкурентами "зеленых крестьян".
В любом случае, мы видим, что власти этим летом "гарантирована" пахота. А осенью будет еще тяжелей, ведь постепенно начнется очередная предвыборная кампания — в начале июня 2025 года состоятся муниципальные выборы.