Если человек уехал из Латвии, то, вероятнее всего, ему довольно безразлично, что останется там. Однако МИД во главе с Кришьянисом Кариньшем раскрывает перед эмигрантами широкое поле деятельности: "укрепление латышской идентичности и чувства принадлежности к Латвии, сохранение латышского языка и культуры вне Латвии; поддержка реэмиграции".
Это официальный проект Плана работы с диаспорой на 2024–2026 годы, внесенный в базу данных правительства.
Под эгидой Daugavas Vanagi
Два десятка строк в документе, составленном министром от "Нового Единства", занимает перечень учреждений и организаций, призванных служить соотечественникам за рубежом. Отметим довольно–таки полярные общественные организации — Конгресс российских латышей и Daugavas Vanagi.
Напомню нашим читателям, что "Даугавские ястребы" были созданы в 1945 году в лагере для военнопленных Цедельхайм (Бельгия). Первым руководителем их являлся Артурс Силгайлис — оберфюрер СС, начальник штаба генерал–инспектора Латышского легиона СС Рудолфса Бангерскиса.
Разумеется, ныне в работу с эмигрантами включены практически все министерства, Государственная канцелярия, Латвийский университет, Национальный киноцентр…
В общем, все то, что призвано окормлять ни много ни мало 420 000 человек — именно в таких масштабах оценивает МИД ЛР эмиграцию из Латвии.
Между прочим, крупнейшая община существует в Великобритании. По данным МВД Соединенного Королевства, на 30 июня сего года статус постоянного жителя зарегистрировали 141 440 принадлежащих к Латвии лиц. Здесь, вероятно, имеются в виду как граждане, так и неграждане.
"Эти данные свидетельствуют, — гласит план МИД, — что по–прежнему возрастает число проживающих за границей латышей, что не только порождает существенные демографические вызовы Латвии, но все более подтверждает значение целенаправленной диаспоральной политики для уменьшения процесса быстрой ассимиляции". Причины для беспокойства имеются, ведь, как свидетельствует материал МИД, только 11–13% эмигрантов активно участвуют в мероприятиях по сохранению латышской идентичности.
Стоп, секундочку! Но ведь в интервью журналу Playboy нынешний министр Кариньш — сам выходец из Уилмингтона, штат Делавэр (где начал политическую карьеру Джо Байден), сказал:
"Нам надо, чтобы те русские, которые здесь растут, выросли латышами. Нам нужно понять, что интеграция ведет к ассимиляции, и это должно быть нашей целью — ассимилировать их детей" (январь 2012–го).
Может ли существовать школа с 30 учениками?
Как известно, министр образования и науки Анда Чакша от все того же "Нового Единства" спустила самоуправлениям план закрытия школ на местах и соответствующую карту (секретную!). Однако МОН в то же время осуществляет программу "Политика и управление государственного языка", по которой
оказывается финансовая поддержка 62 школам латышской диаспоры, в коих учится — внимание! — 1894 школьника. Или в среднем по 30–31 ученику в учебном заведении.
Спору нет, интересы каждого дитяти должны быть учтены. Однако как–то странно, что одно и то же ведомство народного просвещения проявляет столь недюжинную активность в связи с учебными заведениями, в коих учится в среднем по тридцать ребят в каждом — и одновременно закрывает школы с числом учеников в разы большим. Не говоря уж про то, что ассимиляция русского ребенка в Латвии признается хорошей и правильной, а латышского в Великобритании нужно тянуть до знания госязыка страны, из которой его семья сама уехала.
Восточный сосед тоже получил свою долю внимания: "С 2006 года финансируется деятельность учителей латышского языка в Российской Федерации. К сожалению, последствия вызванной Россией войны в Украине повлияли также на возможности освоения латышского языка в России, очно латышский язык можно освоить только в Московской латышской школе и Московском обществе латышской культуры, но удаленно занятия по латышскому языку организованы для членов Омского, Красноярского и Санкт–Петербургского латышского обществ".
Агентство латышского языка разработало специальную методику сетевого обучения под трогательным названием Pupa (боб). Применяются также разные приложения для мобильных телефонов. В прошлом году прошли конкурсы "Клуб языковой игры", в коих приняло участие 375 детей диаспоры. То есть менее 1/1000 проживающих, по данным, за границей. Языковые проверки осуществило 513 персон — кстати, для эмигрантов это делают онлайн.
Вот что эмигранты делают активно и охотно, так это пляшут и поют. Соответственные праздники, состоявшиеся в 2023 году в Латвии, собрали 87 коллективов из 22 государств и 2600 участников.
Поэтому Латвийский центр национальной культуры "оказывает всеобъемлющую методическую поддержку в освоении хорового репертуара".
К этому стоит добавить, что на днях министр культуры Агнесе Логина ("Прогрессивные") подверглась обструкции как раз от лица местных участников Праздника песни и танца, вынужденных работать практически на одном идейном топливе, с минимальными доплатами. Видимо, песня из–за границы звучит звонче?
Свободные латыши ищут архивы
Структура под наименованием "Организация свободных латышей мира" (ОСЛМ) была создана в Лондоне в 1955 году. Во времена "разрядки" 1970–х она старалась поднимать вопрос восстановления независимости страны в ходе совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в Европейском парламенте и Совете Европы. Впоследствии два председателя ОСЛМ — Олгертс Павловскис и Гунарс Мейеровицс (сын министра иностранных дел и премьера Первой Республики), входили в состав правительства восстановленной ЛР, а Вайра Паэгле являлась председателем Комиссии Сейма по иностранным делам и номинировалась в президенты. Но тогда главой стала "другая Вайра", не из США, но из Канады. В этом году, как все помнят, в Рижский замок хотела въехать молодая эмигрантка Элина Пинто.
Что характерно для ОСЛМ, эта структура высокопарно именовала себя "свободными латышами" даже после того, как де–юре освободилась от тоталитаризма и Латвия - страна, из которой ушли сами эмигранты и их родители.
В то же время выходцы из организации преспокойно сотрудничали именно с теми партиями, которые закладывали фундамент олигархического капитализма — "Латвийским путем" и Народной партией. Ничего личного, реальная политика.
В настоящее время ОСЛМ сосредоточилась на поиске и перевозке в Латвию архивов эмиграции. Вещь сугубо важная в плане имиджа страны — ведь в свое время МИД не пожалел круглой суммы, чтобы выкупить у нидерландского коллекционера ящик с бумагами дивизии Waffen–SS. А то попал бы не в те руки, проблем потом не оберешься.
Чтобы было понятно: целый ряд архивных фондов, связанных с деятельностью дипломатов Латвии в изгнании в 1960–е годы, по–прежнему является засекреченным в Национальном архиве.
"Нельзя унести свою родину на подошвах сапог", — сказал выдающийся французский революционер Жорж Дантон, когда ему предложили уехать под страхом гильотины. Ну а многие поступили по–другому, причем и совсем в мирное время. Такова цена свободы.