Прошедшие 12 месяцев для латвийского населения ничем хорошим не запомнятся. Хотя, как говорится, всегда могло быть хуже.
Шок за шоком
Шок от счетов за тепло и электричество прошлого года вроде бы прошел, хотя сами счета сильно меньше не стали. Привыкли и к этому. «Новая реальность», – как сказал один из чиновников относительно резко подорожавшего электричества.
К счастью, безработица в стране пока низкая. Плохая демография создает изобилие рабочих мест. Конечно, не все они, эти места, достойно оплачиваются, но это в любом случае лучше, чем отсутствие возможности заработать хоть что-то. Это мы тоже проходили – в 2009-2010 годах. Когда нет денег и нет работы – это хуже, чем когда нет денег, но работа есть.
Впрочем, галопирующая инфляция расслабиться никому не дала. Походы в магазин все еще наглядно показывают, как мало у нас денег в карманах. Инфляция продуктов питания жестоко отомстила за удешевление энергоносителей. Такого общего роста цен, а особенно роста цен на продукты питания, в Латвии не было много лет.
К счастью, инфляция на настоящий момент успокоилась, составив в ноябре лишь 1% в годовом разрезе. Но цены на допандемийный уровень, когда и начался их безудержный рост, скорее всего уже никогда не вернутся.
Что касается доходов жителей, то, по статистике, они немного, но увеличились. Это, конечно, лучше, чем ничего, но инфляция фактически весь год была выше, чем прибавки к пенсиям и зарплатам. Так что в реальности население стало за этот год беднее. Как и за прошлый. К тому же на дворе практически официально – экономический кризис. По итогам года экономика Латвии скорее всего просядет на 0,5-1%. Некоторые эксперты полагают, что спад может быть и большим.
Зачастили
Относительно года грядущего, 2024-го, настроения чуть более оптимистичные – рост экономики должен восстановиться, пусть и составит небольшую величину, в районе пары процентов. Инфляция останется на приемлемом уровне, скромный рост доходов продолжится. Все это благодаря тому, что по всем прогнозам должна улучшиться ситуация во всей Европе, на которую приходится львиная доля нашего экспорта. Пока латвийские товары там не очень востребованы из-за общего спада. Особенно это касается давно погрязшей в кризисе строительной отрасли.
Но все эти надежды разобьются в прах, если прилетит новый черный лебедь. Последнее время они к нам что-то зачастили, а ведь мы пока и с первыми двумя (пандемия и война) не справились.
Эхо войны
В 2023 году мы жили в тени украинской войны. Она не только сводит с ума отдельных неуравновешенных товарищей, но, кажется, уже почти всех подряд политиков, а также нервирует все население скопом.
Да и более приземленные вещи, более материальные, тоже от войны лучше не становятся. Во-первых, страна вынуждена тратить огромные деньги на оборону. Только за этот год объявлено о закупках оружия на сотни миллионов евро, и эти траты будут только расти. А ведь эти деньги можно было направить на куда более полезные для населения вещи. Но что делать? Разве есть другой выход? Увы, время пацифизма в Европе закончилось. Поиграли в него несколько десятилетий, не получилось. Пришлось даже общий воинский призыв возвращать, а ведь против него столько лет выступала политическая элита страны.
Во-вторых, до Латвии не доходят инвестиции. Желающих вкладывать деньги в прифронтовое государство не много. А ведь это потеря и рабочих мест, и дополнительных доходов.
В-третьих, война наотмашь бьет по конкретным отраслям народного хозяйства. Хотя бы взять тот же транзит. Потеря огромных рынков – тоже не подарок.
Не знаем, но надеемся
Но не успев разобраться с одним военным кризисом, мир пошел сразу к следующему. Конфликт между Израилем и ХАМАС вроде бы подальше будет, но косвенно нас уже затронул.
Вначале казалось, что Израиль довольно быстро расправится с террористами, но сейчас все идет к тому, что и эта война затянется. И чем больше она идет, тем больше шансов, что где-то вылезет другой конфликт.
Ощущение того, что мир катится в тартарары, есть сейчас у многих. Но будем надеяться на лучшее. В конце концов, все войны заканчиваются. Это случится и с этими конфликтами. Остается дождаться. Произойдет ли перелом в лучшую сторону в новом, 2024 году? Этого мы не знаем, но будем надеяться.