Два дня, в Рождественский cочельник и Рождество Христово, верующие во множестве заполняли наши храмы. Несколько праздничных богослужений провел Митрополит Рижский и всей Латвии Александр.
И все же ныне — "Настали Святки — то–то радость!.." — вслед за Пушкиным можем повторить и мы. Самый веселый, светлый и разгульный период для православных всегда наступал после Рождества Христова и длился до Крещения Господня, 19 января.
Конечно, некогда бытовали дохристианские обычаи празднования Святок, с гаданиями и разными магическими обрядами, которые не забыты до сих пор. Но церковь это не приветствует, ведь слово "святки" происходит от слов "Святые вечера". Этот 12–дневный период нужен христианину для подготовки к Крещению Господню, Богоявлению, когда Господь с помощью своего Предтечи Иоанна Крестителя явил три лика Божества.
Но народ, как всегда, вносил свои коррективы в строгие церковные установления и предавался веселью. После предрождественских колядок шли колядки святочные: "Пришли колядки — блины да оладки", то есть начиналась пора взаимных угощений, хождения в гости и радости.
Во многом Святки всегда были праздником молодежи, которая затевала песни, игры, посиделки, обходы домов. Каждая семья с нетерпением ожидала колядовщиков, желающих дому всего наилучшего: "А дай Бог тому, кто в этом дому! Ему рожь густа, рожь ужиниста!..", "Дай тебе Бог на поле природ, на гумне примолот!"
На святочных посиделках, где водили хороводы, пели песни и устраивали разные игры, девушки несколько раз переодевались. У кого не находилось столько нарядов, занимали их у более зажиточных соседей, а после отрабатывали "аренду костюмов".
Любимым игрищем были переодевания в медведя, который "пародировал" святочные гадания и смотрения девиц в зеркало, сценки "невестка со свекром и свекровью", "неравные браки", когда старый немощный муж не пускал на улицу свою молодую жену, а она правдами–неправдами вырывалась…