Уже много лет нас учат, что если завтра война, то всю правду нам расскажут по общественному ТВ и радио. Надо незамедлительно их включить, и тогда мы узнаем, куда бежать. На самом деле у значительной части жителей телевизоры отсутствуют — медийный контент люди потребляют через другие каналы. А есть ли там рупоры Латвийского государства, это еще тот вопрос.
Инцидент не страшен, есть восемь резервных башен
Подкомиссия Сейма по внутренней безопасности — имеется в виду не собственно парламента, а страны в целом! — руководится неутомимым Эдвинсом Шноре из Национального объединения. На днях депутаты озаботились ситуацией в общественных электронных СМИ — как те готовы действовать в кризисных ситуациях?Господин Шноре напомнил, что произошедший 5 января сего года пожар на Латвийском радио заставил всех поволноваться: "На многие часы пропало вещание, что по существу есть ненормальная ситуация".
— В некоторых случаях Латвийское радио важней телевидения, а получается, что кто–то может кинуть дымящийся предмет — и в эфире тишина.
Господин Шноре поинтересовался — а что если выйдет из строя телебашня на Закюсале? Руководство массмедиа, присутствовавшее на заседании, пояснило, что "приоритетом было эвакуироваться из здания", и информация в социальные сети о происшествии последовала с задержкой, тем не менее — "механизм есть". Совместно с Советом по общественным СМИ радио проверяет алгоритмы резервного подключения.
Со своей стороны, Латвийское телевидение пообещало депутатам, что способно поддерживать эфир даже в удаленном режиме. Разумеется, нужно принимать во внимание, какие повреждения нанесены передатчику огнем, водой или иными факторами.
Иева Айле, член правления Латвийского радио по вопросам развития программ и услуг, отметила, что во время задымления на Домской площади "своевременно сработал сигнал тревоги" и "не было прямой угрозы зданию". Несмотря на эвакуацию гостей из студии, транслировалась музыка. По словам госпожи Айле, имеется техническая возможность использовать ретранслятор на автомобильном шасси, который с помощью спутника сможет перебрасывать сигнал на имеющиеся в распоряжении Латвийского центра телевидения и радио 8 передатчиков — в Риге, Лиепае, Даугавпилсе, Валмиере, Резекне, Цесвайне, Дундаге, Кулдиге. Технически каждый редактор может управлять этой системой со своего смартфона.
Гиртс Хелманис, член правления Латвийского радио по вопросам финансового управления, пояснил, что во время январского инцидента руководство ни на миг не теряло контроля за ситуацией и национальному эфиру ничего не угрожало.
Совместно с Министерством обороны обсуждается приобретение второго автобуса со спутниковой аппаратурой — на такую мобильную станцию нужно 300 000 евро, плюс еще 300 000 для подготовки инфраструктуры.
Председатель подкомиссии поинтересовался — а как улучшится работа общественных СМИ после их объединения? Представители телевидения и радио ответили, что в таком случае надо будет на более высоком уровне обеспечить кризисный менеджмент.
"Нет такой золотой волшебной палочки, чтобы при объединении все произошло", — полагает И. Айле.
Кстати, проведенный недавно на Латвийском радио опрос сотрудников показал, что 84% не поддерживают слияние с Латвийским телевидением…
Может ли враг вещать на нашей частоте?
Э. Шноре поднял также вопрос, существуют ли риски — а вдруг "недружественное государство" перехватит наш сигнал?
"Риски всегда существуют" — философски констатировали медийные начальники. Все зависит от того, насколько новая система информационных коммуникаций, какие инвестиции в нее делали.
По этой части стоит отметить, что, когда для Латвийского телевидения была закуплена за 3,5 миллиона мобильная телестудия, выяснилось, что ранее она эксплуатировалась в… Бразилии. То есть в совершенно иных климатических условиях.
"Не знаю, могу ли я все рассказать", — замялась госпожа Айле.
Тем не менее она считает, что в целом радио справляется с внешними воздействиями. По результатам инцидента 5 января был проведен разбор действий, и теперь в подобном случае автоматически, наряду с джазовой музыкой, будут передавать информационное сообщение.
— Радио каждый год проводит учения по эвакуации, и на сей раз все отработало перфектно, никто в здании не остался, и в случае большего несчастья не было бы трагических последствий. Все это только натренировало всю цепь решений, все технические службы.
— Кто конкретно несет ответственность? — задался вопросом депутат от "Латвии на первом месте" Эдмундс Зивтиньш.
"По бумагам все в порядке, — сказала Иева Айле. — Мы понимаем, что ошибка — это задержка в информировании слушателей в данной геополитической ситуации". С другой стороны, в онлайновом вещании LSM информация о задымлении произошла тут же.
— Главное, чтобы вы поняли, что есть проблема, — настаивал отставной генерал полиции Зивтиньш. Ему было отвечено, что в качестве угрожаемого инцидента — "данная ситуация не расценивается".
Со своей стороны, политик–силовик порекомендовал проконсультироваться с учреждениями безопасности — быть может, не следует вообще информировать о таких ЧП, чтобы не волновать народ? Увы, в данном случае в прямом эфире шла популярная передача, и ее пришлось внезапно оборвать, чтобы вывести гостей из студии… "Ты не можешь имитировать работу, как будто ничего не происходит", — отметила госпожа Айле.
— Передают же какую–то музыку, слава богу, не "Лебединое озеро", — заметил Э. Шноре.
Достаточно одного залпа "Калибра"
Игорс Раевс из "Объединенного списка" обратил внимание — "хорошо, что такое событие произошло, сейчас, а не в более критической ситуации".
— Если у нас восемь башен, то это столько, сколько ракет "Калибр" в одной зарядке, — заявил далее полковник в отставке. Теоретически все можно отключить.
Депутат Раевс призвал СМИ работать в тесной связи с Латвийским центром телевидения и радио для технического взаимодействия. Иева Айле заверила его, что раз в месяц проводятся учения по отработке альтернативных подключений, так что нас не запугаешь! "Мы готовы к большому случаю".
А вот Эдвинс Шноре сослался на вопросы избирателей — вдруг внезапно обрубится интернет и электричество? Радио на сей счет подтвердило — у него имеется резервный генератор. Что же до более подробной информации, то ее нужно будет обсудить в режиме закрытого заседания.
Персонал Латвийского радио, очистив помещения, наблюдает за работой огнеборцев.