Выбрали местный товар
Представители медиарегулятора поведали о результатах обширного социологического исследования. Выяснилось, в частности, что активней всего нацменьшинства Латвии воспринимают информацию из социальных сетей и телевидения — по 81%, затем следуют интернет–порталы — 75%, радио — 73%, пресса — 58%. Показательно, что именно печатные органы информации показали в 2023 году рост, тогда как популярность порталов и радио уменьшилась. Но самый существенный рост продемонстрировали "аудиовизуальные услуги по заказу", к примеру, Netflix — на 20% за год!
Соцсети ежедневно используют 62% нелатышей, и это существенно больше, чем аналогичный показатель у интернет–порталов — 44%. Большая тройка соцсетей — WhatsApp, Youtube, Facebook. Если же рассматривать популярность телеканалов, то тройка среди нацменьшинств выглядит так: 3life (67%), TV6 (62%), LTV1 (41%). Согласно соц. исследованию, чаще всего люди смотрят развлекательный контент, общие новости. Хорошо заходят передачи про природу и животных, аналитического содержания, местная информация.
"Доверие медиа и медийному содержанию есть фундаментально важный критерий, чтобы бороться против дезинформации", — поучает презентация НСЭСМИ, возглавляемого Иварсом Аболиньшем. В этом плане у местных СМИ все неплохо — среди нацменьшинств полностью или скорее доверяют 56%, а противоположную позицию высказывает 28%. Еще 16% не сформировали свое мнение…
Вообще социологи констатируют, что латвийские новости наша аудитория воспринимает положительней, чем с Запада, с Украины, а тем более из России. Относительно последней сделана оговорка — это что касается поддерживаемых государством медиа.
Запретный плод
Два года назад И. Аболиньш был инициатором запрета в Латвии всего медийного контента, произведенного в РФ — даже не политического содержания. Между тем в стране по–прежнему есть 9% зрителей, которые ищут пути обхода информационных санкций. За год эта доля увеличилась на 1 процентный пункт, причем со стороны нацменьшинств она как была неизменной — 14% аудитории, так и осталась. А вот доля молодежи, которая старается смотреть Москву, возросла с 5 до 9 процентов. В целом же — существенно меньше, чем пропорция жителей бывшего СССР, которые слушали радиопрограммы из–за железного занавеса…
Чтобы обойти запреты на российские программы в кабельном ТВ, используются всевозможные достижения информационных технологий: подавляющее большинство респондентов указало Youtube (52%), затем VPN (11%), спутниковые системы (8%), IPTV (5%).
В целом же НСЭСМИ сделал оптимистические выводы: несмотря на различия медийных привычек латышей и нацменьшинств, они не являются столь существенными. Нелатыши часто потребляют информацию на госязыке. Также особо не отличаются темы, интересующие две аудитории. При сравнительно меньшем доверии массмедиа в общем национальные меньшинства предпочитают местные новости и программы.
А вот какие предложения в связи с этим сделал НСЭСМИ:
* рекламу в электронных массмедиа Латвии, в т. ч. частных, размещать только на латышском языке;
* новые разрешения на радиопрограммы выдавать тоже только при вещании на нем.
Достаточно хорошо понимают латышский язык
По мнению чиновников, для нелатышей никакой сложности новые нормы не составят. Илва Мизарая, член Нацсовета, обратила внимание, что по последнему опросу о знании госязыка 53% молодежи нацменьшинств до 18 лет определили их как очень хорошие и хорошие, 24% — как средние. В группе до 64 лет такие категории соответственно 44% и 34%.
А вот депутат Линда Лиепиня ("Латвия на первом месте") идею запрета рекламы на русском не понимает. На это господин Аболиньш высказался в том смысле, что если бы не ставились амбициозные задачи, то и Латвия не стала бы независимым государством, и Украина не стала бы воевать с Россией.
Защиту информационного пространства ЛР он назвал приоритетной задачей и в связи с этим "очень беспокоящим" считает повышение спроса на информацию на русском языке среди молодежи. Эту аудиторию надо более "латышизировать". В то же время г–н Аболиньш констатировал, что по части влияния на газеты и интернет административного ресурса — нет.
— Например, русские версии порталов… У государства нет инструментов и права. С другой стороны — частоты вещания радио, государство вправе определять условия. Это регулируемый рынок.
Парламентарий от "Нового Единства" Гатис Лиепиньш поддержал более латышские СМИ в Латвии, ибо "содержание на русском языке чаще всего развлекательное". По его мнению, работающие в стране 17 русскоязычных радиостанций — "это много".
— Действительно: в Риге, включив радиоаппарат и проходя через станции, нельзя понять, где ты в действительности находишься. Что это за государство? Россия или Латвия? Я поддерживаю это предложение, что новые разрешения в данный миг нельзя выдавать на русском языке. Это одно дело. Другое — что число этих станций надо уменьшить.
По мнению господина Лиепиньша, из работающих радиостанций "ни одна информационно не ценна". Мотивацией для закрытия русскоязычных станций г–н Лиепиньш назвал также то обстоятельство, что они не находятся в верху рейтинга. Иварс Аболиньш пообещал действовать в таком ключе, но "не революционно, но эволюционно". Ведь станции имеют временные лицензии, кто на четыре, кто на восемь лет. Поскольку они закончатся, постольку и прекратят вещание.
…Ваш автор считает себя в этом плане совершенно независимым человеком — радиостанции он слушает только на коротких волнах, передающие китайскую народную музыку. Однако хотел бы заметить депутату Лиепиньшу, что в рейтинге после изъятия из него станций, занимающих нижние строчки, все равно будут лидеры и отстающие. А что же тогда будет с последними? Это уже напоминает зверскую игру охраны ГУЛАГа — "выходи из барака без последнего", когда замешкавшихся забивали палками. Так что кажется, народный избранник, крутя настройки приемника, перепутал не только страну, но и время.
МОЛОДЕЖЬ
Только треть латвийской молодежи регулярно смотрит телевизор. Зато популярны аудиоуслуги по заказу — платформы, где можно за небольшие деньги скачать модную музыку. 65% молодежи нацменьшинств выбирают информацию на русском (прирост на 7 процентных пунктов за год).