О стимулировании рождаемости говорили на днях в парламенте: нынешний созыв Сейма имеет для этого особую подкомиссию по делам демографии, семьи и детей. Цифры, недавно озвученные статистикой, заставляют беспокоиться: за 11 месяцев 2023 года в Латвии было зафиксировано 13 043 новорожденных, что на 12,2% меньше, чем годом ранее. Число браков уменьшилось за тот же срок на 9%.
Что есть, что предлагают
В настоящее время пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 171 евро в месяц, до двух лет — 42,69 евро. Группа заинтересованных общественных организаций — Латвийское объединение многодетных семей, Латвийская сеть благосостояния детей, "Мамам и папам" и прочие — выдвинули идею с 2025 года поднять до уровня 250 евро пособие, выплачиваемое до полуторагодовалого возраста младенца. И вообще, "пособие связать с медианой доходов". То есть установить в размере 50% от средней зарплаты на руки, что составило бы 377 евро. Для страны в целом это обошлось бы в 56 миллионов евро. Вместе с тем можно было бы отказаться от пособия, выплачиваемого с 1,5 до 2 лет.
Единоразовое пособие по рождению ребенка составляет сейчас 421,17 евро. По мнению "детских" групп влияния, следует увеличить его в соответствии с ростом инфляции и с 2025 года установить в размере 730 евро — что потребовало бы 4,6 миллиона евро в год. Это даже больше, чем требуется в петиции на manabalss.lv — 600 евро.
Отдельную статью расходов представляют пособия для детей, находящихся в опеке. Сейчас до достижения ими возраста 7 лет семья получает 215 евро, позже — 258 евро. Предложено увеличить соответственно до 350 и 420 евро (финансовый эффект по Латвии — 6 миллионов).
А вот если семья взяла на воспитание сразу нескольких детей, то с ростом их количества предлагается повышать и пособие на каждого. Так, что трое детей принесут по 603 евро каждый. Таких добросердечных семей в ЛР, впрочем, немного — потому суммарные расходы составили бы только 1,6 миллиона.
Единовременным пособием по усыновлению/удочерению вместо нынешних 1422,87 евро, стали бы 3372 евро. Но в целом по стране таких случаев лишь около 100 в год…
Минблаг идет навстречу, но есть нюансы
Рейнис Озолниекс, парламентский секретарь Министерства благосостояния, констатировал, что "пособия, к сожалению, не пересматривались у нас 20 лет".
— У нас было много разных дискуссий, конечно, все сталкивается с финансами. Мы на социальной комиссии предложили, чтобы создать "лесенку", принять к 2025–2026 годам.
Всего Минблаг получил 64 предложения от общественников. На сегодня уже выплачивается повышенное с 1 января 2024 года пособие на детей с инвалидностью — 160 евро. Однако пособие по уходу за ребенком не изменялось с 2014 года. Парламентский секретарь особо подчеркнул значение этой выплаты — ведь она одинакова для всех, не зависит от ранее производившихся налоговых взносов. Что актуально для молодых мам–студенток.
Р. Озолниекс сказал, что есть идея поднять эти выплаты даже до 85% средней нетто–зарплаты по стране. "Мы, конечно, все за то, чтобы повысить пособия".
— Но нужно принимать во внимание финансовые возможности, — оговорился чиновник.
Вообще же, напомнил парламентский секретарь, начальная сумма пособия по уходу за ребенком была чисто символической — 8 латов в месяц. Так что прогресс налицо! Тем не менее, Р.Озолниекс высказался, что в Латвии проблемой является даже не обслуживание многодетных семей, а стимулирование рождения первого и второго ребенка: "Нам об этом нужно думать".
Между тем депутатами был поднят вопрос ухода с рынка труда родителей, получающих пособие. Некоторые из них устраиваются работать неофициально, оказываясь в "серой зоне".
— Некоторые подрабатывают, получают дополнительные доходы, — признал парламентский секретарь Минблага.
Не ускользнуло от внимания депутатов и то обстоятельство, что дети, даже формально приписанные к детскому саду, постоянно его не посещают — болеют, потому родителям приходится брать листок нетрудоспособности. В связи с этим выплаты по уходу все же предлагали сохранить до 2 лет.
Кривые стимулы
Элина Трейя, представляющая Объединение многодетных семей (сама бывший депутат XI Сейма от Партии реформ Затлерса), посоветовала уже сейчас установить ежегодное повышение детских пособий в зависимости от роста средней зарплаты. Что же касается перемещения пособий из специального (социального) бюджета в основной, то г–жа Трейя обратила внимание, что в соцбюджет поступает наш соцналог, соответственно, если убирать из него статью расходов, то надо понижать и проценты выплат с работающих.
Кроме того, Э. Трейя указала, что в Латвии имеется проблема с "фиктивно адоптированными" детьми. Такие попадают в семьи незадолго до достижения совершеннолетия, за них получают единоразовое пособие, а вскоре — по закону — отпускают на все четыре стороны. "Это кривой стимул", — заметила активистка.
Вообще же, думается, надо установить что–то очень яркое — например, 10 000 евро единоразового пособия — дабы выправить имеющуюся ныне катастрофическую кривую. При поднятии рождаемости вдвое, в год это составило бы 200 000 000 евро дополнительных расходов. Немало, но все равно меньше, чем ЛР собирается заплатить, скажем, за ракеты HIMARS. Готовы ли власти пойти таким путем? Меня одолевают сомнения.
Известным негативным нюансом латвийской системы управления является и ее персональная политизированность. К примеру, руководил ранее подкомиссией по демографии депутат Национального объединения Янис Грасбергс (1986 г. р.) — вполне себе фертильного возраста мужчина. Ему, как говорится, и карты в руки и в теории, и на практике. Но вот поменялась правящая коалиция, и во главе отечественной политики по семье и ребенку встала Лигита Гинтере из Союза зеленых и крестьян. При всем уважении к бывшей руководительнице Екабпилсского края — но ей уж 67 годков. Вряд ли от пенсионерки можно ожидать рвения на демографической ниве.
Справедливости ради — парламентарии на заседании поинтересовались родительским статусом парламентского секретаря Минблага. На это господин Озолниекс гордо заметил, что детей у него много и он планирует еще! Что ж, пожелаем ему успехов в данном мероприятии.
ДИНАМИКА
За 11 месяцев 2023 года количество умерших в Латвии на 12 882 превысило число родившихся.