Устав бороться с отдельными позициями импорта из России, некоторые латвийские политики решили отрубить все одним ударом. Если до этого дойдет, стране может быть нанесен колоссальный ущерб.
Такие вредные
Вот уже несколько месяцев как в Латвии с невероятным увлечением, редким в других областях народного хозяйства, гоняются за товарами и сырьем, поступающими из стран-агрессоров – то есть из России и Белоруссии.
Вначале это было российское зерно, следующее через страну транзитом и окрещенное отдельными СМИ «кровавым». РФ, как известно, присвоила себе выращенный в Украине урожай и продает его на мировых рынках. Но через Латвию этот товар не идет, так как получается огромный круг, слишком дорого. РФ экспортирует это зерно через свои южные порты. Но никакие аргументы относительно того, что украинского зерна в этом транзите быть не может, восприняты не были – «кровавое» и все тут! Россияне, по мнению отдельных экзальтированных товарищей, доплачивают из своих средств перевозчикам, чтобы те специально везли пшеницу через страны Балтии. Зачем это нужно Москве, совершенно непонятно. Видимо, она дает нам заработать лишние евро из свойственной ей вредности.
Даже латвийское правительство, пока не заподозренное в симпатиях к Кремлю, решило зерновой транзит не прекращать. Зерно идет в другие страны Европы, и если Латвия этот коридор перекроет, товар просто поедет по другому пути. Власти в итоге лишь запретили импорт зерна из РФ в Латвию, хотя объемы и так были очень скромными. ЛР сама производит этой продукции предостаточно.
Огурец в спину
Гонялись и за российскими овощами. Ответственные службы отловили в продаже огурцы из РФ. Как оказалось, опять во всем виновата Польша. Поляки покупают российские огурцы и под видом своих, польских, перепродают в Латвию.
Но наших людей не провести. Мы бдительные. Кстати, импорт продуктов питания из РФ не запрещен. И вовсе не потому, что Брюссель любит агрессоров, а потому что накладывать санкции на еду не принято по совершенно понятным причинам – это стратегический товар. Кстати, Москва сама запретила ввоз продуктов питания из стран ЕС. Причем очень давно – еще в 2014 году, в ответ на санкции, введенные против нее за аннексию Крыма.
Пусть решает Брюссель
Теперь же появились сообщения, что через порты Латвии и Эстонии в Россию поступала или поступает марганцевая руда и оксид алюминия, которые теоретически могут быть использованы в военной промышленности. Это тоже вызвало громкий скандал в стране.
Латвийские власти опять осторожничают. Пока позиция правительства состоит в том, что запрет на экспорт и транзит сырья, используемого в военной промышленности России, в том числе марганцевую руду и оксид алюминия, следует внести в новый, 14-й пакет санкций ЕС против РФ.
«Марганцевая руда пока не признана товаром двойного назначения, на который распространяются санкции ЕС, поэтому Латвия работает над тем, чтобы добиться такого признания», – заявила премьер-министр Эвика Силиня.
Взять все и закрыть
Но отдельным горячим головам этого, конечно, мало. От ряда политиков недавно прозвучало предложение полностью прекратить любые экономические отношения с Россией и Белоруссией. Звучит красиво. Но в реальности за этим кроются огромные убытки для всей страны, не только для каких-то отраслей экономики.
В частности, придется полностью закрывать латвийские порты и железную дорогу. Если мы рвем с РФ, то Латвия не сможет получать грузы ни из Китая, ни из Казахстана, ни из других стран Центральной Азии. Вообще ниоткуда. Все грузопотоки через рижские порты идут с Востока на Запад. Так было всегда. Небольшая часть грузов идет с Запада на Восток. Эти объемы крайне малы.
Таким образом, придется увольнять тысячи человек, работающих в портах и вокруг них. Одновременно надо будет прикрывать и так на ладан дышащую железную дорогу, уже уволившую не одну сотню работников.
Далее встанет вопрос, что делать с простаивающей инфраструктурой. Если консервировать до лучших времен, то это тоже потребует средств и немалых. Кто это будет делать, за чьи деньги? Железная дорога уже сейчас получает от государства многомиллионные дотации, чтобы содержать простаивающие рельсы и прочее. Если все встанет полностью, о каких суммах может идти речь?
Подсчитали, ужаснулись
Несколько лет назад эксперты подсчитали, что будет, если Россия полностью перекроет грузопоток в сторону Латвии. Тогда шли об этом разговоры на политическом уровне.
Специалисты тогда определили, что предприятия, входящие в концерн Latvijas dze?ce??, лишатся оборота в 1,3 млрд евро, объем валового внутреннего продукта (ВВП) Латвии сократится на 1,7%, занятость в стране упадет на 1,1%, а налоговые поступления в госбюджет снизятся на 2,4%. Общие убытки страны составят 1,6 млрд евро, и всего работы лишатся примерно 50 тысяч человек. И это только при потере российских грузов, а ведь сейчас говорят о полном перекрытии транзита.
Есть и такая арифметика. Одна переваленная тонна грузов в латвийских портах приносит народному хозяйству страны около 14 евро. Поэтому недостача 38 млн тонн грузов (именно столько было перевалено через латвийские порты в 2023 году) нанесет экономике Латвии убытки в размере 532 млн евро в год. Это, как уже было сказано выше, без учета убытков по содержанию простаивающей инфраструктуры.
Перекроем сами
В 2017 году российские власти объявили о том, что в течение двух лет полностью прекратят отправлять свои грузы в порты стран Балтии. Тогда речь шла о примерно 42 млн тонн грузов в год, из которых на Латвию приходилось около 37 млн тонн. Но не получилось. Экономическая реальность оказалась сильнее политических хотелок – грузы из РФ через Латвию продолжают идти и по сей день, и после всего, что случилось между двумя странами и во всей Европе.
Кто мог тогда, в те годы предположить, что через какое-то время латвийские власти сами, по своей собственной воле, не по указке Кремля соберутся этот транзит перекрыть. Да уж, мечты политиков иногда опережают самые смелые прогнозы пессимистов.
Ну а пока латвийские порты продолжают тихо угасать даже без помощи родного правительства. В 2023 году, как было указано выше, они перевалили 38,6 млн тонн, а на пике, в своем самом успешном 2012 году – более 75 млн тонн.