Как приятно ранним летом остановить машину на опушке и вдохнуть полной грудью ароматы латвийской чащобы, пронизанной запахами цветения. Пусть даже городской жилец получит при этом лютую долю аллергенов и встретится с невероятным количеством насекомых, коих в столице не сыскать. Но взгляд невольно соскользнет с нетронутой природы — на вырубки. Нет, пожалуй, такого края нашей республики, где лесозаготовки не оставили бы своего следа…
С дуба падают листья ясеня
Всего в Латвии 3,305 миллиона гектаров леса, из них 4% принадлежат муниципалитетам. Члены cовета Государственного контроля Оскарс Эрдманис и Анда Петерсоне представили на днях Комиссии Сейма по ревизиям и публичным расходам доклад "Леса самоуправлений — бесхозяйственно используемый публичный ресурс". В нем, в частности, отмечается, что, несмотря на то, что процесс выращивания леса крайне длителен — от 50 до 100 лет — муниципалитеты Латвии действуют без плана. "Леса разрабатываются и продаются", в то же время органы местной власти не знают, что в действительности им принадлежит.
Объектом ревизии стала контрольная выборка — 14% от общей площади лесов самоуправлений (за исключением Риги), или 8596 гектаров, в таких разных краях, как Салдуский, Сигулдский, Краславский, Алуксненский и Елгавский. Тем самым была охвачена практически вся территория Латвии с характерными для ее исторических земель лесными угодьями. Ежегодно они могли бы приносить около 3,5 миллиона евро дохода — исходя из оцениваемых экспертами 200–400 евро в год с гектара.
Выяснилось, однако, что на значительной площади проверенных лесов самоуправлений — в 3524 гектаров, вообще не проводилась муниципальная инвентаризация, 736 гектаров не подвергались ей в течение последних лет. Только при учете этих объемов недополучено 2,379 миллиона евро.
Самоуправления не знают, что у них растет — по инвентаризации может числиться молодая ольха, в природе же наличествует береза, причем более чем полувекового возраста. На глазах ревизоров растет густой ельник, а по документам проходит та же ольха и осина. Тем самым возможно отчуждение более ценного леса по бросовой стоимости. "Во всей обследованной лесной собственности границы находятся в неудовлетворительном состоянии", — отмечается в документе Госконтроля.Лесные участки не отделены один от другого, как положено. Когда муниципальный лес рубят, по большей части восстановительные работы проводят в среднем в 2 раза меньше, чем нужно, позволяя действовать самой природе. Она же заполняет пустоты по своему усмотрению — на них появляется дикая поросль, в коей "не обеспечено достаточное качество".
"Проводя лесоразработку, в 61% получают ценную древесину — сосны, ели, 57% леса замещают малоценными породами леса. Не поддерживаемые мелиорационные системы порождают чрезмерную влажность и повреждают лес…"
Вот, кстати, и причина облепивших вашего автора в момент кровососов: чуть пройдет летний дождик, и тут же в лесу образуется болотце, в коем размножается вся эта насекомая тварь. Между делом, в лесах визуально поваленных от ураганов стволов, на буреломах размножается разного рода паразит, поедающий затем здоровые деревья. Особо отметил Госконтроль пагубную роль короеда–типографа, этого прожорливого существа…
Под вырубку или для охоты?
Пять самоуправлений в 2022–2023 гг. реализовали 41 вырубку леса, получив от них 5 109 193 евро. Однако административно–территориальные единицы Латвии, воспользовавшись своим законным правом, "не получили возможно высшую цену от продажи вырубок и лесной собственности". В среднем доходы были меньше, чем на 19% — ну а последующий прирост цены, которую заломили перекупщики, достиг 400%! "Наибольшей ошибкой" признана потеря 4159 кубометров леса балансовой стоимостью 163 477 евро.
Когда лес сдается в аренду, муниципалитеты не фиксируют его исходное состояние и состав, что позволяет арендаторам невозбранно рубить деревья. Это как если бы временные жители квартиры сняли в ней двери и стеклопакеты, а денег не заплатили. Можно ли представить такую работу риелторов? А ведь лес — это тоже недвижимость.
"После проведенной лесоразработки самоуправления не ведут контрольные процедуры, чтобы убедиться в состоянии вырубки и выполнении условий договора", — констатировал Госконтроль. Оценка собственности не соответствует ситуации на рынке. "Ни в одном случае продажи недвижимого имущества не проведено измерение растущих деревьев".
Самоуправления, по мнению Госконтроля, также могли бы не рубить лес, а позволить частным лицам заняться в нем добычей биоресурсов, как в стародавние времена: "Достаточно эффективно не используется сдача в аренду права на охоту как один из инструментов долгосрочного хозяйствования и защиты лесных ресурсов".
"Скандинавы хищничают"
Как отметил на заседании комиссии Сейма О. Эрдманис, самоуправления должны навести порядок на своих 132 тысячах гектаров лесов, из коих 60 тысяч принадлежат Риге. "Это очень значительный ресурс… Продуктивность могла бы быть значительно большей".
"В государстве не существует контроля за фактическим объемом вырубленной древесины", — пришли к печальному выводу ревизоры. Несмотря на наличие Государственной лесной службы, оная позволяет предоставлять недостоверную информацию, "не проверяет отчеты и никаким образом в дальнейшем не использует эти данные". "Недостаток контроля порождает возможность финансовых преступлений и легализации преступно нажитых доходов".
Выводы ревизии: необходимым является привлечение Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, Службы государственных доходов и Государственной полиции. От муниципальных же органов ожидают расширения хозяйствования, "получая соответственные рынку доходы". Для начала — усилить инвентаризацию и контроль.
Янис Нейманис, сертифицированный эксперт по лесу, подтвердил — около 60% зеленых ресурсов, которые имеются у самоуправлений, попросту неизвестны властям по качеству. Мероприятия по уходу, просеки — не проводятся. Самым простым решением для муниципалитетов является продажа на корню. "Отнимается возможность у будущих поколений. Стопроцентно его больше не будет. Государство, может быть, через 100 лет выкупит у скандинавов. Они тут хищничают…"
Хотя, если уж зреть в корень — то первопричиной является как раз то, что природа сделалась обычным товаром. И обмен живого мира на бумажные или электронные значки и приводит к постепенному уничтожению и деградации первого.
НЕВИДИМЫЙ ЛЕС
При ревизии Госконтроля в пяти краях Латвии было обнаружено 1191 гектаров земли, официально числящейся за сельскохозяйственными угодьями, однако по факту заросшей кустарниками до той степени, что уже "соответствует статусу леса".