Стремление к здоровью, миру, интересной жизни и благополучию объединяет многих людей, как и семейные ценности. Однако это единство нарушается, когда речь заходит об общелатвийской мечте - устоях страны, стратегическом геополитическом выборе и будущем государства.
Даже спустя 30 лет после восстановления независимости латвийское общество глубоко расколото: латыши и русские, бедные и богатые имеют очень разные взгляды на важнейшие вопросы, свидетельствуют результаты опроса SKDS, проведенного по заказу Фонда имени Фридриха Эберта. Их результаты будут обнародованы на этой неделе, но у "Ir" появилась возможность ознакомиться с ними раньше.
Опрос дает много пищи для размышлений, но два вывода кажутся наиболее важными. Во-первых, свободе и демократии латвийцы выразили большую поддержку, но она неоднородна. Большинство населения (52%) считает, что Латвия ни при каких обстоятельствах не должна отказываться от демократической модели управления, однако треть жителей тоскует по сильному вождю, а среди русскоязычных и малоимущих это даже половина опрошенных. Более того, многие из них хотели бы вернуться в советскую эпоху, которую считают идеальным периодом в истории Латвии, а в будущем предпочли бы строить отношения с Россией, а не с Европейским союзом. В одном регионе сторонников сильного лидера даже больше, чем демократии, и это Латгале.
Второй вывод заключается в том, что большинство опрошенных ценят свободу выше материального благополучия, но это не означает, что латвийцы готовы жить в бедности. Подавляющее большинство (71%, с большим единодушием во всех демографических группах) хотят видеть приоритетным направлением развития страны рост экономики, а экономические проблемы считают главной внутренней угрозой для страны.
Большинство латвийцев чувствуют себя счастливыми и довольны жизнью, однако, если оценивать общее настроение в обществе, то заметны неуверенность и страх перед завтрашним днем.
Главной внешней угрозой, которая волнует половину населения, является война, на втором месте - экономические проблемы.
В обществе также велик запрос о большей социальной ответственности государства - 62% респондентов считают, что правительство должно делать больше.
Ir