Депутат Сейма от «Нового Единства» Андрей Юдин опубликовал в Latvijas Avīze развернутое мнение по лингвистической теме.
Парламентарий утверждает, что в ЛР имеется «дискриминация на рынке труда». «Из-за русского языка отнимаются равноправные возможности создавать карьеру и ломаются жизни десяткам тысяч латышских юношей». Между тем, «в Латвии с восстановления независимости родилось более 800 000 детей, из которых большая часть сегодня не владеет русским языком».
«Закон закрепляет принцип, согласно которому знание языка может потребоваться от работника при наличии объективной, обоснованной необходимости. Работодатель всегда должен быть в состоянии обосновать необходимость определенных языковых требований».
«Недавно я столкнулся с положительным примером в магазине «Лидл»: покупатель задал вопрос на русском языке продавцу, который тоже был русским по национальности. Продавец ответил покупателю на латышском языке. Русский покупатель все понял, получил ответ на свой вопрос. Это также может быть политика магазина, ее может определить руководство. Всегда будут какие-то исключения, вроде переводчика, или того, кто должен редактировать тексты, или диджея на русском радио, но это редкие исключения, а не наоборот, как сегодня когда исключение - это когда предприниматель не требует знания русского языка для сотрудника. Принцип такой: в Латвии надо знать латышский язык! Если вы знаете латышский язык, вы можете работать на большинстве рабочих мест».
«От человека не следует требовать знания нескольких языков, если это не необходимо ему для выполнения должностных обязанностей, - подчеркивает А.Юдин. -Статистика на данный момент весьма шокирующая: последние исследования Агентства латышского языка показывают, что 55% молодых людей сталкивались с отказом в работе из-за незнания русского языка. Так не должно быть в Латвии! Даже если владелец предприятия иностранец, и он хочет общаться со всеми на родном языке, потому что для него это удобнее, так как если бизнес находится в Латвии, работодатель также должен знать и использовать государственный язык. Нехорошо, что кто-то воспринимает это как борьбу с русским языком. Это не так. Речь идет о том, чтобы у всех были равные возможности на рынке труда, чтобы не было дискриминации одной группы населения».
«По-человечески понятно, что учить пять языков лучше, чем два, а учить десять языков лучше, чем пять, но реальная ситуация сегодня такова, что наших детей фактически дискриминируют, потому что они не знают третьего языка - русского. Все уже знают английский. Этого нельзя допускать в Латвии. Работодателю нельзя запретить принимать на работу людей, говорящих на многих языках. Но нельзя допускать, чтобы этот языковой критерий просто исключал человека из возможности претендовать на конкретную вакансию. Наша самая большая проблема в том, что наши потенциальные сотрудники получают от работодателей ответ – вы бесполезны, потому что не знаете русский язык. Этого нельзя допустить! Работать в Латвии может любой желающий, если знает латышский язык».