В политике много общего со спортом. И очень часто именно спортивные ассоциации помогают понять неожиданное развитие событий, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».
Некая команда получила преимущество и теперь старается удержать победный счет. Противник непрерывно атакует, но защита до поры до времени безупречна. Получает травму явный лидер, его заменяют. Вынужден покинуть поле еще один сильный игрок, но и ему находится замена. И вдруг в безобидной обстановке один из защитников забивает гол в собственные ворота. И сразу исход игры становится неясным.
Именно это произошло в ночь на 31 мая в Рижской думе. Четверо депутатов «Согласия» вдруг взбунтовались, отказались голосовать за выдвинутого партией в вице—мэры Сандриса Бергманиса. Мятежники немедленно были исключены из фракции, затем из партии, а потом и организовали собственную фракцию в думе. В результате ситуация вошла в клинч. В позиции и оппозиции по 28 депутатов, с четверкой отверженных никто не собирается блокироваться. Зачем это было нужно одним и другим, совершенно непонятно.
Можно долго рассуждать о том, какие интересы стоят за фрондой. Где Бергманис перешел дорогу Бараннику и его друзьям, какие олигархи сподвигли до сих пор дисциплинированных депутатов на демарш.
Но вполне очевидно, что все эти рассуждения бессмысленны. Бергманис вице—мэром не стал, но и бунтари остаются у разбитого корыта. Бывают ситуации, когда надо думать не об интригах, а о судьбе команды.
А ты кто такой?
Четверка утверждает, что стремилась всего лишь поинтересоваться, чем г—н Бергманис заслужил столь высокий пост. Вопрос вполне законный, потому что депутат Бергманис впервые избран в думу и вел себя в ней эти два года совершенно незаметно.
Косвенно мы можем судить, что Бергманис — фигура влиятельная. Известно, что каждому думцу от позиции уготована синекура в одном из муниципальных предприятий или учреждений. Так, наш герой не только был трудоустроен сам, но и получил теплое местечко для жены и матери. Это, похоже, рекорд. Но тем не менее не основание для избрания, не так ли?
Но важно, что точно такой же сакраментальный вопрос — а ты кто такой? — можно задать и каждому из мятежников. Вадим Баранник и Валерий Петров в думе третий созыв, Виталий Дубов и Алексей Росликов избраны в нее впервые. Но все четверо — такие же ноунеймы, как ненавидимый ими Бергманис. При этом Баранник дослужился до вице—мэра, а Росликов — до главы комитета городского развития.
Впрочем, Бараннику пришлось появиться на экранах телевизоров против своей воли, и это была катастрофа. Произошли аресты в «Ригас сатиксме», а он был тогда главой транспортного комитета. При этом не был способен толком ответить на многие вопросы.
Неудивительно, что через месяц Баранника сняли с руководства комитетом. И парадоксальным образом вскоре избрали вице—мэром. Есть такая полушутливая теория иерархологии. Исходя из нее достигшего уровня некомпетентности руководителя следует выбросить вверх, где он не сможет нанести столь большой ущерб.
Беда в том, что именно такие незаметные люди составляют почти всю фракцию «Согласия». В этом году после серии скандалов были сменены все руководители комитетов от «Согласия». Финансовым по закону руководит мэр, поэтому Ушаков потерял должность после отстранения. А остальных ушли сами. Одновременно с Баранником под раздачу попала Ольга Вейдиня из социального комитета.
Баранника заменил Вадим Фальков, Вейдиню заменила Байба Розентале. К квалификации этих людей не может быть никаких претензий. Но они не годятся для более высоких постов. Фальков никогда не состоял в партии и не собирается этого делать, а Розентале, наоборот, сменила их чересчур много. А вот когда пришло время убирать Максима Толстого — вероятно, сгустились тучи над возглавляемым им Бюро по развитию туризма, ныне вылившиеся в уголовный процесс, — то никого лучше Росликова не нашлось.
Тренерская ошибка
Мы подошли к корню проблемы. Вся фракция «Согласия» держится на авторитете, знаниях и работоспособности одного человека — Нила Ушакова. Обязанность депутатов — нажимать на кнопки, ничего не говорить и получать деньги в думе, а также других организациях, куда тебя устроит добрый шеф.
Для сравнения: фракция «Честь служить Риге» устроена совершенно иначе. Она меньше, но в ней есть люди, реально управляющие городом: Андрис Америкс, Эйжения Алдермане, Олег Буров, Вячеслав Степаненко, Дайнис Турлайс. Мы видим их в СМИ, знаем об их зоне ответственности. Неслучайно после избрания Ушакова в Европарламент представители партии так уверенно говорили, что пост мэра достанется им: «Согласию» просто некого предложить.
Кстати, сеймовская фракция «Согласия» не похожа на своих рижских однопартийцев. Не буду называть длинный ряд имен, известных всей стране. К деятельности большинства из них я отношусь критически. Но уж почти никого нельзя назвать тупым «кнопкодавцем», плохо понимающим, куда он попал.
Поэтому «Согласие» в Риге пало жертвой тренерской ошибки, возвращаясь к языку футбола. Так формировать команду нельзя. Это бы наверняка сказалось через месяц, когда Ушакову придется сдать мандат. Но думские диссиденты устроили фальстарт и поплатились.
Очень опасно назначать человека на должность, к которой он категорически не готов. Через какое—то время актер, играющий роль политика под диктовку суфлера, вдруг решает, что он действительно является политиком. А он слышал, что политики интригуют, заключают коалиции, торгуются за должности. И начинает заниматься этим в самый неподходящий момент.
Но Ушаков допустил не одну ошибку, а две. Из фракции «Согласия» уже не раз бесшумно исчезали депутаты, которые вроде ходили в фаворитах — вспомним Вадима Ерошенко или Светлану Савицкую. Их падение так же загадочно, как взлет незадолго до того. И на этот раз вполне можно было отменить заседание, объяснив это ночным временем, а потом тихо расправиться с бунтарями поодиночке. Вместо этого был поднят крайне нехарактерный для партии скандал, который ввел ситуацию в тупик.
Политика — игра звёзд
В футболе есть непрекращающийся спор: что важнее — индивидуальное мастерство спортсменов или командная игра. В политике, особенно латвийской, где избиратели сами выбирают депутатов из списка партии, совершенно очевидно: побеждают команды, составленные из звезд.
Последний пример — успех «Нового Единства» на выборах Европарламента. Несколько лет назад партия вдрызг переругалась, над нею смеялись все. Считалось, что она должна исчезнуть с арены. Но есть известные люди — и вот партия все же пролезла в сейм, а теперь уверенно выиграла европейские выборы. У нее и премьер, и еврокомиссар.
Когда согласистов спрашивают о внутренних проблемах в партии, то они всегда отвечают: мы же не «Единство», мы сор из избы не выносим. Ну—ну, посмотрим, что вы будете делать на выборах в Рижскую думу без Ушакова... Нельзя бесконечно долго скрывать кадровую некомпетентность в собственных рядах.
И поэтому сейчас очень важно не допустить этих выборов до срока. А пока команды пошли вразнос, шатажируя друг друга выборами, которые неминуемо проиграют. Ситуация напоминает Брекзит, против которого был практически весь политический класс Великобритании. Но докомбинировались и теперь не знают, как быть.
Реванш националистов в Риге будет ужасен. Его надо хотя бы отложить до 2021 года. И ради этой цели стоит убрать амбиции и не усугублять ситуацию.
Александр ГИЛЬМАН.