Если кто не понял еще, то в Латвии продолжает усиливаться демократия во всех ее проявлениях, и очередным шагом на пути окончательной победы демократии должен стать запрет на предвыборные дебаты на любом ином языке, кроме латышского.
Поводом для столь поистине европейского предложения послужила, напомним, попытка провести предвыборные дебаты на платформе общественных СМИ.
Заметим, что дебаты на русском языке на платформе общественных СМИ, в том числе и на канале LTV7, проводились все последние три десятилетия. Проходили они и в преддверии выборов в нынешний Сейм — уже в разгар войны в Украине.
Однако нынче, накануне выборов в Европарламент, борцы с русским языком посчитали, что пора лишить русскоязычных жителей страны возможности узнать на родном языке о позиции кандидатов в депутаты на выборах в Европарламент по ряду важных вопросов.
В ход была брошена совершенно новая "юридическая" интерпретация: оказывается, предвыборные дебаты на русском в общественных СМИ, выходящих на русском языке, противоречат конституции! 30 лет не противоречили, а теперь вдруг стали противоречить…
Ни слова по–русски
Травля в социальных сетях инициаторов дебатов на русском языке, пикет отдельных националистически настроенных граждан дали ожидаемый эффект — Латвийское ТВ отменило планируемые дискуссии на русском.
Но пока еще в руководстве Латвийского ТВ размышляли, как реагировать на кампанию нетерпимости, депутаты Сейма от TB–Visu Latvijai подготовили поправки в Закон о предвыборной агитации, которые призваны запретить предвыборные дебаты на иностранных языках не только в общественных СМИ, но и во всех электронных СМИ, то есть и в коммерческих тоже. Представляя вчера в Сейме эти поправки, депутат Инара Мурниеце тоже ссылалась на мнение экспертов, в том числе и Центра госязыка, что проведение дебатов на русском не соответствует Сатверсме.
Политик напомнила, что в Латвии уже был предпринят невероятный демократический рывок — запрещена платная предвыборная агитация на иностранных языках (читай: прежде всего на русском языке), а предвыборные дебаты хотя и не являются агитацией в чистом виде, но, подчеркнула госпожа Мурниеце, содержат элементы предвыборной агитации.
"Ну согласитесь, что данная ситуация абсурдна — что латышам на своей земле, в своей стране нужно доказывать, что политические процессы должны происходить на латышском и нам не нужно говорить на русском языке. Это абсурд", — заявила депутат.
За поддержку этих поправок в нулевом чтении, то есть передачу в комиссию Сейма по госуправлению и делам самоуправлений, голосовали депутаты от TB–Visu Latvijai, Объединенного списка и "Нового Единства".
Против были депутаты "Стабильности!", "Латвия на первом месте" и "Прогрессивные". Парламентарии Союза зеленых и крестьян воздержались.
Но голосовавших "за" оказалось большинство, и это значит, что законопроект будет рассмотрен и наверняка принят. Правда, возможно, он претерпит определенные коррекции…
Запрет усилит лояльность?
Мотивируя решение "Нового Единства", депутат Агнесе Краста, в частности, заявила: "Укрепление роли латышского языка и единого информационного пространства — это вопрос безопасности нашей страны, чтобы граждане нашей страны почувствовали принадлежность и лояльность к своей стране.
Языком демократии в Латвии является латышский язык".
Это последнее утверждение депутата парламентарии встретили аплодисментами.
Первый шаг к избавлению от русского эфира
Окрыленные успехом, правые оппозиционеры в лице Объединенного списка и TB–Visu Latvijai подали поправки в Закон о совете по общественным электронным СМИ, дабы наделить совет и правом определять языковую политику в общественных СМИ.
Законопроект в повестку дня вчерашнего заседания не включили, но правящие обещали рассмотреть данный документ через неделю — и наверняка он тоже будет поддержан. Ведь нужно еще дальше усиливать демократию — так, чтобы вообще изъять родной для 37 процентов населения язык из любого публичного пространства. А если кто с этим будет не согласен, то с ним разберутся, как и полагается в условиях победившей демократии.
Если будут приняты в итоге данные поправки о расширении полномочий совета, то это станет первым шагом к резкому сокращению оставшегося еще на русском языке вещания на Латвийском радио–4 и LTV7.
Ну а в течение ближайших лет русский язык может исчезнуть и из коммерческого эфира — если Национальному совету по электронным СМИ удастся реализовать свою идею о запрете русской рекламы на русских радиостанциях (!) и о непродлении лицензий на радиовещание на русском языке.