И это лишний раз доказывает всенародность праздника, вопреки обстоятельствам и жестким условиям явленное преклонение перед подвигом наших дедов, почитание его и значение в веках, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».
С раннего утра было пасмурно, но очень скоро погода разгулялась. В 8–9 утра к памятнику Освободителям Риги потянулись первые ручейки народа. А чуть позже они превратились в настоящий поток, в котором семьи с детьми разных возрастов, в праздничном настроении и с цветами, составляли чуть ли не большую часть.
Это было так трогательно, когда нарядные крошки протягивали ветеранам букеты цветов! Когда я говорила с ветеранами, приходилось то и дело прерываться. Спрашивала у мам и пап: "А знают ли эти карапузы и их старшие братики–сестрички, что у нас сегодня за событие?". Родители с готовностью кивали головами. Значит, есть преемственность, значит, это НАШИ дети, не зарастет "народная тропа". Вопреки всему!
Слышалась и латышская речь, да и некоторые знакомые–латыши поздравили меня с 75–летием Великой Победы.
По нашим подсчетам, у памятного ансамбля побывало 9 мая несколько тысяч человек. Очень многие приехали на общественном транспорте или шли пешком — ведь суровое предупреждение перед праздником гласило, что в огромном радиусе у памятника нельзя будет ставить машины. Но это, к счастью, оказалось неправдой — не только вокруг были свободными (с утра!) все парковочные места, но и прямо у ансамбля, где прокат лыж–коньков.
Конечно, на территории дежурили полицейские, было много их машин, они периодически объявляли на двух языках, что нужно соблюдать правило "двух метров". Но вели себя корректно. Показались даже две дамы в форме на красивых, сытых лошадях.
Какое счастье, что наши ветераны еще с нами! У всех под плащами и куртками располагались орденские планки с наградами, медали.Сыном полка с 12 лет был бывший воспитанник детдома Александр Георгиевич Асапян, уже отметивший свое 90–летие:
— Я был одним из лучших в детдоме танцоров, а у моего друга, осетина, был великолепный голос, мы давали "фронтовые" концерты. К сожалению, он погиб в Молдавии — подорвался на мине… Лучше всех наши войска встречали в Сербии — весь город Суботица пел "Катюшу", называли нас "братушками". Я получил ранение и контузию, меня там оставили лечиться. А войну мы закончили в Чехословакии, потом побывал на Дальнем Востоке, где еще продолжались боевые действия. Смотрю на своих правнуков, и не верится, что в их возрасте я уже был на войне…
Бодрый и подтянутый 95–летний Дмитрий Никанорович Зяблицев 17–летним пареньком в 1941–м уже принял присягу в Военно–морском артиллерийском училище в Севастополе, участвовал в морских боях под Ленинградом, командовал орудием. Награжден орденами Великой Отечественной войны, Красной звезды и многими другими:
— Какая радость была, когда приняли присягу! Когда мы позже попали в Кронштадтский морской оборонительный район, блокаду Ленинграда уже сняли, но враг засел у Выборга и делал вылазки к нашим судам, а мы его уничтожали…
После 10 вечера по всей Риге гремели "народные" фейерверки — люди за свой счет покупали пиротехнику, салютовали в честь 75–летия Великой Победы. В тысячах окон зажглись свечи памяти…
Наталья ЛЕБЕДЕВА.