Но в тот день очень многие люди шли к памятнику с цветами. К позднему вечеру 8 мая их было уже очень много. Молодежь из организации 9Maja.lv прикрепила к парапету связки красных воздушных шаров, члены Русского союза Латвии выложили из фольги звезду и расставили неугасимые свечи по всему ее периметру. Полицейские, дежурившие поодаль, не вмешивались в эти труды.
А с раннего утра 9 мая нам показалось, что всю полицию Латвии согнали к памятнику Освободителям — сюда приехали десятки трафарированных машин.
К девяти утра у мемориала было много людей — возлагали цветы и венки. Приехали с венком дипломаты посольства Белоруссии. Журналисты активно брали интервью у присутствующих. Если бы не отвратительные желтые заборы, все было бы как раньше.
— Мы здесь потому, что Беларусь — одна из тех советских республик, которая очень сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны — у нас погиб каждый третий. Поэтому память о героях войны, наших защитниках — это святое для нас, — сказала консул посольства РБ Наталья Садовская. — Мы чтим память погибших и тех, кто сражался за нашу родину. У нас 9 Мая — большой государственный праздник, выходной день. Ежегодно в Минске в этот день проходят праздничные парады.
— День Победы состоялся — скажем прямо, — говорил депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов. — Эта неделя была наполнена всяческими противоречивыми новостями по поводу прохода к памятнику. Но с утра обстановка более–менее нормальная, какой она может быть в ситуации пандемии и острой борьбы между большими идеологическими противниками — Россией и Западом. К сожалению, влияние этой негативной тенденции мы в полной мере ощущаем и у нас. Все это отражается и на праздновании 9 Мая. Хочется пожелать здоровья ветеранам — их, к сожалению, осталось мало. Будущее грядущих десятилетий в руках людей среднего возраста, молодежи. И очень хотелось бы, чтобы традиции борьбы, преодоления, победы были переданы от старшего поколения к следующим.
Но вдруг посреди праздника полиция начала бесцеремонно выталкивать людей с пространства перед монументом, загородив столами оба прохода к ним. "Желтые жилеты" встали кордоном. Массам подходивших к памятнику людей разных возрастов, с детьми полицейские советовали отдавать им цветы — а они, мол, сами их положат.
На возмущение людей — "мы сами покупали цветы — и сами хотим их возложить!", "как это не пускать людей почтить память предков?" — стражи порядка не реагировали. На их теплых куртках красовались русские фамилии. Как будто специально невидимый кукловод сталкивал русских людей лбами….
А к памятнику все текла и текла людская река. Временного поверенного в делах России Вадима Васильева, несшего венок к памятнику, пропустили одного, отодвинув один из столов.
В парке, где полицейские дежурили на каждом шагу, установили большой стенд с фотографиями героев войны, которые еще не так давно плыли над нами на марше Бессмертного полка. Но полиция унесла стенд из парка к стадиону.
Наряду с чувством праведного гнева приходила и мысль, что мои соплеменники это в полной мере заслужили — своей трусостью, соглашательской позицией на протяжении прошедших 30 лет, нежеланием отстаивать не только свои законные права, но и права своих детей.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.
Фото Владимира СТАРКОВА.