Роландс Репша, член клуба депутатов Верховного совета Латвийской ССР в Latvijas Avīze поставлен перед дилеммой: без рабочей силы из-за границы погибнет латышское село и вся экономика. А с ней такая же участь ждет само существование нации и ее языка.
Можно прогнозировать две основные тенденции после окончания пандемии Covid-19, пишет он. Во-первых, большая часть соотечественников, которые вернулись в Латвию, чтобы «перезимовать» вирус, снова отправятся обратно в страны своего пребывания, если там сохранятся возможности заработка. Во-вторых, как это обычно происходит после войн и кризисов, и после нынешней пандемии можно ожидать стремительного роста экономической активности. Что, в свою очередь, вызовет усиленный спрос на рабочую силу. Уже сейчас об этом все громче говорят предприниматели, прося разрешения приглашать гастарбайтеров.
И тут мы подходим, драматически продолжает автор, к очень серьезному перекрестку, который может существенно влиять на дальнейшее развитие Латвии и латышской нации. По существу, у нас два выбора. Один — не разрешить завоз рабочей силы, надеясь на то, что в таком случае предприниматели будут вынуждены поднять зарплаты, чтобы привлечь наших собственных людей.
Осмелюсь утверждать, пишет Репша, что первая возможность — вообще не позволять завозить гастарбайтеров — не реальна. Ни одна страна Западной Европы не в состоянии выжить без приезжей рабочей силы, и Латвия не исключение. Вспомним межвоенный период, когда в нашем селе трудились литовцы и поляки, так как своих рабочих рук физически не хватало.
Второй выбор — разрешить ввоз рабочей силы, раз и навсегда решив проблему рабочей силы. При этом автор чересчур оптимистичен, так как за гастарбайтеров третьих стран идет борьба и в других странах, намного более богатых, чем Латвия. Как бы то ни было, второй путь несет с собой и большие риски для самого существования латышской нации.
Явление нескольких десятков тысяч гастарбайтеров из стран третьего мира неизбежно изменит языковую и культурную среду Латвии. Приезжие привезут с собой культурные традиции своей земли и житейские привычки, влияя таким образом и на нас самих. Это то, что сейчас происходит в Западной Европе. Постепенно часть из этих людей найдет возможность остаться здесь навсегда, создадутся различные этнические общины со своими внутренними неписанными законами, своими религиозными традициями и праздниками. Да, и со своими преступными кланами и бандами, и с террористами.
Латыши даже и не заметят, как за пару десятков лет станут меньшинствами на своей земле и будут вынуждены на все это смотреть как гости в чужом театре, хозяева уже будут другими.
«Вам кажется, что я слишком сгущаю краски?.- Спрашивает бывший депутат Верховного совета. - Западная Европа является живым примером этим процессам. У нас есть возможность не повторить ее ошибок. Гастрабайтеров надо будет приглашать неизбежно, но это надо делать умно, одновременно обеспечив долгосрочные интересы Латвии и латышского народа. Как этого добиться»?