По итогам года прогнозируется рост экономики на уровне 0,4-0,9% от ВВП. Иными словами, экономического роста фактически нет, продолжается стагнация. Что же нужно сделать, чтобы оживить экономику?
Жизнь в застое
Если совсем коротки и просто, то для этого во-первых, должен увеличиться экспорт, то есть должна улучшиться ситуация у наших главных торговых партнеров.
Во-вторых, за счет уменьшения инфляции и увеличения доходов населения должен увеличиться спрос (вырасти потребление).
В-третьих, больше денег — за счет инвестиций и кредитования - должно быть в обороте.
И, наконец, в четвертых — должна расти производительность труда.
Но все это возможно только при наличии и достаточных трудовых ресурсов. А с этим в Латвии год от года становится все хуже…
Кто же в стране работает?
На данный момент в Латвии зарегистрировано 894 тысячи работающих в возрасте от 15 до 74 лет. Это ровно столько… сколько было 10 лет назад! Тенденция очень тревожная, если мы хотим, чтобы экономика Латвии росла и мы в обозримом будущем хотя бы догнали далеко убежавших от нас в экономическом развитии Литву и Эстонию.
Примечательно, что в стране сейчас насчитывается порядка 55 тысяч безработных. Это, с одной стороны, немного. Но с другой — весьма существенно, учитывая скромный размер страны и небольшое количество населения.
Поскольку дефицит рабочей силы нарастает и может стать критическим, то властям необходимо принять решительные меры по увеличению количества людей на рынке труда ЛР.
Фактически есть три реальных источника уменьшения нехватки рабочей силы.
Первый вариант — за счет возвращения на рынок труда безработных (переквалификация, переобучение).
Второй вариант — возвращение на рынок труда сениоров. Это и те, кто ушли на пенсию преждевременно, и те, кто могут по состоянию здоровья работать.
И третий вариант — самый перспективный и эффективный - это привлечение гастарбайтеров.
Три источника трудовых резервов
Если рассматривать первый вариант, то, по мнению экспертов, реально вернуть на рынок труда максимум 30 % от общего числа официальных безработных. Причем, это главным образом люди, которые потеряли работу недавно. Ведь среди длительных безработных есть и значительный процесс людей, страдающих алкоголизмом, которых уже вряд ли удастся вернуть на работу.
Что же касается пенсионеров, то, по данным Фонда интеграции общества, среди жителей в возрасте от 65 лет работает только 21% сениоров. Вполне реально этот показатель увеличить до 30-35%, если пенсионерам будут созданы соответствующие условия для работы и сами работодатели будут готовы трудоустроить пенсионеров.
Но вернемся к теме трудовой миграции, которая в нашей стране все годы была очень чувствительной, очень политизированной темой. Еще при правительстве Кучинскиса, то есть 5-7 лет назад, было принято решение о так называемой мудрой трудовой миграции. В ее основе — приглашение в стране высококвалифицированной рабочей силы.
Этот сценарий изначально был малореалистичен, учитывая, что инженеры, архитекторы, другие «технари» из богатых стран точно не поедут в Латвию, учитывая неконкурентоспособные зарплаты, а врачи не поедут, учитывая требование владеть латышским на высшую категорию. Если же доктор получал диплом за пределами ЕС, то он еще должен подтверждать свой сертификат.
Гастарбайтеры в аренду
Очевидно, что работодатели еще больше, чем в инженерах, нуждаются в рабочей силе — квалифицированной и неквалифицированной. Однако сегодняшняя система приглашения в страну гастарбайтера отбивает у работодателей всякое желание этим процессом заниматься — процедура очень долгая, муторная и требования, предъявляемые работодателю, явно завышены. При этом… в стране и сегодня работает достаточное количество трудовых мигрантов из третьих стран мира. Они сюда приезжают… на правах аренды из Польши!
То есть попытка ужесточить миграционное законодательства и тем самым уменьшить число гастарбайтеров оказалась неэффективной. Просто вместо того, чтобы самим контролировать процесс и зарабатывать на этом, Латвия отдала эти функции соседним странам, то есть конкурентам в борьбе за рабочие руки.
Еще при первом правительстве Кариньша началась работа над предложениями по либерализации трудовой миграции. Правда, до конкретных решений тогдашнему правительству дойти не удалось. Второе правительство Кариньша подхватило эстафету — даже «тевземский» министр экономики И. Индриксоне была готова поддержать определенные послабления в политике трудовой миграции. Но опять-таки никаких решений принято не было — видимо, поняв, что второе правительство Кариньша проживет недолго, чиновники, да и политики решили эту непопулярную тему мигрантов поставить на паузу.
Не пора ли от слов перейти к делу?
Значит ли это, что работодателям не суждено будет дождаться каких-то реальных шагов от правительства? Насколько можно понять, во второй половине января появится план работы нового правительства и тогда будет видно, когда же власти планируют принять конкретные решения в этой области. Суть идеи следующая: сами работодатели отвечают за квалификацию приглашаемого иностранного работника и за то, чтобы он выполнял все требования миграционного законодательства.
Иными словами: работодатель завозит работника на четко оговоренное время (три месяца, полгода, год), на определенных условиях по зарплате, которая не может быть ниже, чем средняя зарплата по отрасли или в стране (по этому вопросу еще предстоят дискуссии), и сам проверяет его профессиональные навыки.
Представители общественных организаций работодателей даже готовы на то, что государство определит, из каких стран можно приглашать гастарбайтеров, а из каких — нежелательно, чтобы исключить любые риски безопасности.
Нравится нам или нет, но сегодня в Европе развернулась реальная борьба за рабочие руки и мозги. И те, кто эту конкурентную борьбу за трудовые ресурсы проиграет, окажется в хвосте экономического развития. Поскольку Латвия в ЕС в этом хвосте уже находится, то нам нечего терять и пора уже приложить все усилия, чтобы из этого дна вырваться!