О чем писала латвийская газета «Сегодня» 100 лет назад.
Забастовка ради забастовки
Перефразируя слова, некогда сказанные Коковцевым, надо ожидать, что в Латвии "слава Богу, нет коммунистического парламента", ради сохранения которого надо тысячи людей отправлять ad patres c пометкой комиссара чека в похоронном свидетельстве: "предатель", "враг общества", "агент Антанты". Но, по–видимому, в чьих–то интересах важно, чтобы и в Латвии был этот гуманный парламент, кого–то сильно беспокоит этот "маленький недостаток" в латвийском государственном механизме, у кого–то еще сильны приятные воспоминания о тех аркадских временах, когда вместо Учредительного Собрания был ревтрибунал, на месте Ульманиса элегически кроткий Стучка, вместо натуралий — альбом продуктовых карточек, чья чистота в течение иногда полутора месяцев не загрязнялась наложением штемпеля о выдаче.
Вот тут–то, когда речь идет о требованиях политических, даже те, кто вообще сочувствует каждому голодному человеку, даже если он берет свой кусок хлеба силой, никак уж не могут согласиться с генералами забастовочного штаба, для которых забастовка не цель, а средство, голодные люди — объект политической спекуляции, а пушечное мясо, серая скотинка — материал для опытов скучающих в безделье Стучки и Данишевского…
Кажется, все экономические требования железнодорожников, поелику позволяет бюджет государства, правительство удовлетворяет; натуралии выдаются, жалованье увеличивается с 1 апреля, выдается довольно приличная семейная приплата. Конечно, за все это заплатят своей шкурой и кошельком сами трудовые классы и между ними те же железнодорожники, которые задохнутся в новых налогах, захлебнутся новой волной бешеной дороговизны…
Картофель из Латвии в Сов. Россию
LTA. Москва, 15 апреля. Из–за границы в Россию ввозится семенной картофель. Ежедневно ожидается, приблизительно, 80 вагонов. В Латвии и Литве закуплен миллион пудов картофеля. Россия закупает за границей также уголь. В Ригу уже прибыл пароход с 180 000 пуд. угля для России. С открытием Петроградского порта уголь будет доставлен непосредственно в Петроград.
Церковные дела, подданство священников и раввинов
На последнем заседании конституционной комиссии Учредительного Собрания разбирались религиозные вопросы. Предложение социал–демократов о закрытии монастырей встретило отпор со стороны русских и католиков. После указания на то, что запрещением монастырей подрывается существование православной церкви, высшие представители которой являются обязательно лицами монашеского звания, с.–д. предлагают не закрывать существующие, а лишь воспретить открытие монастырей. Против этого выдвигается возражение, указывающее на отсутствие православного монастыря в Латвии. Предложение социал–демократов отвергается.
При голосовании предложения о запрещении ордена иезуитов голоса разделились поровну. Принимается предложение о признании прав юридического лица за религиозными общинами всех исповеданий с присвоением им автономии для устройства внутренней жизни. Оживленные дебаты вызывает предложение Гайлита о предоставлении права занимать религиозные посты исключительно лицам, состоящим в латвийском подданстве. Представители меньшинств доказывают, что в настоящих условиях священники и раввины должны быть приглашаемы из–за границы. Вопрос тем более обостряется наличием шовинистического закона о подданстве, а с принципом отделения церкви от государства ни в коем случае не согласуется.
К закрытию зимнего сезона Русской Драмы
Завтра, в воскресенье 17 апреля, Русская Драма заканчивает зимний сезон, и труппа празднует свой бенефис. Желая дать публике возможность посмотреть и вспомнить самые лучшие постановки за весь сезон, труппа для своего бенефиса выбрала самые удачные акты пьес, прошедших за этот сезон, а именно: I. "Роман", соч. Шельдона, 1 акт, "Бал у Ван–Тайля". II. "Хорошо сшитый фрак", 3 акт, "Прием у депутата". III. "Соколы и вороны", соч. Сумбатова, 4 акт. IV. "Темное пятно", соч. Кадельбурга, 2 акт "У барона фон–дер–Дюнен". В заключение танцы до 3 часов ночи. Во время танцев в публике с участием артистов разные игры.
Страховое общество "Россия"
Наравне с другими русскими страховыми учреждениями ликвидации российской советской властью подверглись также контора правления, отделения и агентства страхового общества "Россия", находящиеся в пределах России. Благодаря, однако, тому, что деятельность этого общества распространялась не только на Россию, но общество еще до войны имело свои отделения в Северо–Американских Соединенных Штатах, в Сербии, Константинополе, Египте и Китае, а во время войны учредило совместно с местными капиталистами общество перестрахования "Россия" в Копенгагене, притом владело крупными недвижимыми имуществами в иностранных государствах, мероприятия российского правительства не могли уничтожить самого предприятия, и оно продолжает существовать повсюду, за исключением единственно России, пользуясь доверием своих страхователей и других страховых учреждений всех стран мира.
Общество перестрахования "Россия" в Копенгагене, владеющее сполна оплаченным основным капиталом в 6 000 000 датских крон.
"Сегодня", 16 апреля 1921 г.
Ведущий полосы Николай КАБАНОВ.