100 лет назад: "Меньшинства, Сен–Жермен и Трианон"
"На приеме представителей латвийской прессы президент латвийской делегации в Женеве г. Салнайс, знакомя с деятельностью Лиги Наций, остановился и на вопросе о защите прав меньшинств.
"Относительно меньшинств, — заявил г. Салнайс, — все члены Лиги Наций должны подписать документ, в котором они заявляют о своем согласии на исполнение тех условий, которые в принципе перечислены в мирных договорах в Сен–Жермене и Трианоне и которые опираются на права и притязания меньшинств, причем, конечно, эти права должны быть сообразованы с данными условиями соответствующей страны".
"Во всяком случае, — добавил г. Салнайс, — меньшинства пользуются правом культурной автономии, равно как и правом добиваться перед Лигой Наций защиты своих прав"…
100 лет назад: "Результаты конференции с.–д."
"На последнем заседании конференции социал–демократических партий Балтийских республик 18 октября была принята следующая резолюция: "Делегации социал–демократических партий Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы констатируют, что в вопросах внешней политики среди упомянутых партий существует единодушие в отношении следующего:
1) Упомянутые партии придерживаются мнения, что экономическое, политическое и культурное сближение между Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой согласуется с интересами пролетарских классов этих стран и что соц.–демократические партии этих стран должны стремиться к такому сближению.
2) Упомянутые партии убеждены, что политика перечисленных республик не должна быть направлена к экономическому ослаблению Советской России, но должна быть политикой соглашения. Вследствие этого упомянутые партии отвергают всякую политику, направленную против Сов. России и препятствующую добрым отношениям.
3) Упомянутые партии выступают против проектируемых военных конвенций с Польшей".
100 лет назад: "Обращение русских учёных ко всему цивилизованному миру"
"Съезд русских ученых, закончившийся в Праге, постановил опубликовать следующее обращение–протест ко всему цивилизованному миру и к ученым всех стран…
Никогда не при каком режиме, ни в другой какой–нибудь стране, ни в самой России люди умственного труда вообще и академические ученые в частности не были поставлены в такое материально тяжелое и морально невыносимое положение. Особенно возмутительно и невыносимо полное отсутствие личной неприкосновенности, на каждом шагу приносящее нестерпимые нравственные муки и грозящее физической гибелью. Вопиют к небу казни или, вернее, убийства таких ученых, как государствовед Лазаревский и химик Тихвинский, расстрелянных по мотивировке самой советской власти: один за то, что он составлял проект реформы местного самоуправления и упорядочения денежного обращения, другой — за то, что он сообщал на Запад сведения о состоянии русской нефтяной промышленности. Эти ужасные убийства суть лишь частные случаи того бесчеловечного, отрицающего всякое право политического порядка, который царит в Сов. России.
Мы бы не исполнили своего священного национального и общечеловеческого долга, если бы не заявили всем нашим коллегам и всему цивилизованному миру громогласного протеста против этого человекоубийственного и постыдного режима".
("Сегодня", 22 октября 1921 г.)
50 лет назад: "На "Дзинтарсе" — праздник"
"Вступая в ряды рабочего класса, торжественно обещаю своим товарищам по труду…" Слова этой клятвы произнесли позавчера двадцать юношей и девушек завода "Дзинтарс". Впервые здесь состоялся праздник посвящения в рабочие.
Новое пополнение тепло приветствовали представители администрации, партийной и комсомольской организации, ветеран производства, заслуженный работник пищевой промышленности М. З. Железнов. У знамени предприятия молодым рабочим были вручены трудовые путевки и памятные подарки".
50 лет назад: "Самое важное — впереди"
"Обычно, готовясь к важному, этапному в нашей жизни событию, мы производим своеобразную ревизию в нашем доме. В жизни комсомолии такой этапной вехой были и остаются отчеты комсомольских вожаков и выборы новых товарищей им на смену…
Комсомольские организации Ленинградского района Риги, районные организации Тукумса и Елгавы продуманно подошли к этой важной работе. Но этого не скажешь о Елгавской городской комсомольской организации. В структуре своих первичных ячеек плохо разобрались такие крупные организации города, как "Латвияс лини", городская больница, узел связи, завод "Сельмаш", АТП–19 и другие. А отсюда — неподготовленность к отчетно–выборным собраниям. Здесь в первичных комсомольских организациях вместо бюро были избраны только групкомсорги, а это явное нарушение Устава ВЛКСМ.
Сверка показала также, что многие члены первичных организаций не состоят на учете в горкоме комсомола. Только в АТП–19 около 65 процентов таких комсомольцев. В городской больнице не встали на учет в ГК комсомола 22 человека, в районном вычислительном центре — 11. Не лучше положение в Управлении торговли и на других предприятиях. Особое недоумение вызывают молодые специалисты села, в частности медицинские работники, молодые учителя, которые не торопятся встать на учет в комитеты комсомола".
50 лет назад: "Человек. Вуз. Общество"
"Мы сейчас принимаем в вузы республики более шести тысяч человек в год. Кончает их примерно 5,4 тысячи человек. По числу студентов наша республика оставила позади Финляндию, где на десять тысяч жителей 61 студент, Швецию — 144 студента, Данию — 121. В Латвии — 171.
Это, однако, меньше, чем в среднем по стране. Удельный вес студенчества выше, чем у нас в Российской Федерации, у соседей — литовцев и еще в четырех республиках.
Большинство молодежи, поступающей в вузы нашей республики, — жители Латвии. Приезжающих из других республик — менее десяти процентов. В основном это студенты Института гражданской авиации. Если же РКИИГА не считать, окажется, что в остальных вузах учится всего три процента жителей других республик. Стало быть, каждый второй выпускник средней школы в Латвии может стать студентом. Поэтому и конкурсы у нас небольшие: в среднем на дневных отделениях минувшим летом конкурс был 1,2 человека на место, на заочных — 1,1, а на вечерних его и вовсе не было".
("Советская молодежь", 22 октября 1971 г.)
Ведущий архивариус Николай КАБАНОВ.