Это один самых масштабных столичных велопроектов, который начали разрабатывать более пяти лет назад, но до реализации руки дошли только у нынешней думы. Каждый метр дорожки обойдется рижанам в 413 евро.
Доехать до выборов
Протяженность трассы — 12,1 километра. Она должна связать между собой шесть столичных микрорайонов. Хотя сложно представить, что кто–то по ней ежедневно будет ездить на работу. Изначально она планировалась как рекреационная — то есть для отдыха.
Велодорожка должна быть полностью отделена от проезжей части, но проект включает и создание параллельной пешеходной зоны, чтобы можно было не только покататься, но и погулять.
Так как трасса пересекает заброшенные спилвские луга, на которых переделывать и прокладывать заново придется практически все — ливневую канализацию, уличное освещение, перенос канализационных и прочих технически колодцев. Трассу придется укладывать и в дюнной зоне имантского леса.
Несмотря на большой объем работ, сдать новую трассу планируют в конце 2022 года. То есть темпы практически стахановские. Не исключено — чтобы успеть порадовать избирателей к ожидаемым в октябре парламентским выборам.
Чтобы реализовать проект, город собирается взять кредит в размере почти 5 млн евро, затем будут кредитные каникулы на три года, затем расплачиваться надо будет в течение последующих десяти лет.
Таким образом, без учета процентов каждый метр велодорожки обойдется рижанам в 413 евро.
Шаг вперёд и два назад
Сам проект велодорожки весьма спорный. Отдельные велоактивисты еще лет пять назад утверждали, что лучше бы такую трассу не строить. Теперь можно будет посмотреть, как поменяется их мнение.
Весьма неудачным выглядит запланированное пересечение велодорожки на проспекте Курземес с ул. Клейсту. Там придется делать приличную петлю. И вряд ли многие станут использовать подобный маршрут, а не постараются срезать углы.
С момента прихода к власти новой коалиции с велодвижением в Риге происходит как в "школе танцев Соломона Пляра": шаг вперед и два назад. Сначала были помпезно нарисованы велополосы на Марияс и Чака. Потом всю разметку пришлось демонтировать и наносить заново. При этом осталась только велополоса в сторону центра, а в обратном направлении вместо нее появилась полоса общественного транспорта.
И вот–вот наступит тот день, когда наконец департамент сообщения должен выступить с новыми идеями — как улицу Кр. Барона, параллельную Чака, благоустроить так, чтобы там помещались только пешеходы, велосипедисты и трамваи. Хотя пока никто даже не слышал о публичных обсуждениях такого проекта — а быть они должны.
Хотели как лучше, а получилось…
Да, доделали проект велополос на ул. Бруниниеку. План со времен прежней коалиции претерпел некоторые изменения, но все же был воплощен в жизнь. На улице Стабу торговцы вообще на велополосу гроб выставили, потому что клиенты теперь к ним подъехать, не нарушая ПДД, не могут.
Еще появилась велополоса на улице Дунтес. Но там она тоже в полном объеме просуществовала недолго, так как возмутились Станция скорой помощи и Институт травматологии: машины попросту застревали в образовавшихся по причине действующей велополосы автомобильных заторах вместе со своими пациентами и неотложными вызовами. Велополосу частично демонтировали.
Еще одна полоса в Московский форштадт не была реализована полностью, так как архитекторам и сотрудникам департамента стало ясно, что "рекомендуемая велополоса" на подъему в горку на ул. Ф. Садовникова лишь ухудшит ситуацию. И рисовать ее там все же не стали.
И, наконец, в прошлом году было начато сооружение велодорожки Центр — Зиепниеккалнс, что вызвало массовое недовольство местных активистов как ненадлежащим уровнем защиты прилегающих деревьев, так и пропажей исторического булыжника с примыкающих улиц. А велоактивисты раскритиковали в Зиепниеккалнсе места пересечений велодорожки с прилегающими дворовыми выездами. Так как визуально создается впечатление, что на главной — автомобиль, а велосипед — на второстепенной. Хотя на самом деле ситуация обстоит как раз наоборот: велосипед едет по главной и выезжающие из дворов автомобили должны его пропустить.
И вот теперь стройка века Иманта — Усть–Двинск. Цыплят по осени считают, и велодорожки тоже. Так что осенью будет видно, насколько удачно или неудачно окажется реализована эта идея.