Как известно, повод для непродления контракта с директором Рижского Русского театра им.М.Чехова Даной Бйорк огласил чиновник Минкульт Латвии. ДОПОЛНЕНО: комментарий театра и комментарий актера Данилы Соловьева.
Собственно, письма (фрагменты их одного из них приведены ниже) подписаны председателем Профсоюза муниципальных служащих Рижского района Д. Каминской. За которой стоит бывший артист Русского театра Данила Соловьев.
Данила Соловьев - актер театра и кино. В 2010 году окончил театральный институт в Санкт-Петербурге и в том же году был принят в труппу Рижского театра им. М.Чехова. Снимался в различных сериалах в Санкт-Петербурге. В 2019 прошел конкурсный отбор и был принят в Международную летнюю театральную школу СТД. Активно сотрудничал с независимым рижским театром "Абажур", занимался проектами в кино.
Суть дела в том, что в 2020-м артист был уволен из театра. Причину можно понять из нижеследующего письма, в котором фигурирует распечатка разговора артиста с Бйорк и юристом театра.
Кстати, требование совсем не новое - в такую же ситуацию попал и известный артист той же труппы Максим Бусел, который был активно занят на съемках в сериале во Франции и Финляндии, начинал карьеру в Москве и потому вышел из штата мирно, продолжив участвовать в некоторых спектаклях. Кстати, в апреле прошлого года в штат был возвращен и сейчас готовится в Русском театре к роли Гамлета в постановке Виестура Кайришса.
Но ситуация с Данилой пошла по несколько иному сценарию (с ним был уволен и артист Евгений Корнев). Артист не нашел общего языка с директором и привлек все возможности, чтобы восстановиться в труппе через суд. Артист обвиняет директора театра в моббинге и боссинге. Что это такое? Моббинг (от англ. mob — агрессивная толпа, банда) — форма психологического насилия над отдельным человеком со стороны группы. Боссинг — это психологический террор по отношению к работнику со стороны руководства.
Пишите письма
Вот фрагменты из обширного (оно на четырех странциах) письма на имя министра культуры Латвийской Республики Науриса Пунтулиса. Именуется "О моббинге и боссинге в учреждении, подведомственном Министерству культуры".
"Директор Рижского русского театра Михаила Чехова Дана Бйорк не заинтересована в разработке и реализации успешной политики управления персоналом для обеспечения социального мира в рабочем коллективе. Как видно из действий директора, используется административный ресурс, построение карьеры актрисы в театре, а также избавление от тех коллег, с которыми актриса-директор Дана Бйорк не хочет работать вместе - на одной сцене.
Кроме того, Дана Бйорк последовательно вовлекает в реализацию желаний всю театральную команду, собирая подписи на документах различного характера, которые впоследствии запрашиваются по инициативе рабочей группы.
По мнению Профсоюза муниципальных служащих Рижского района (ПМСРР), такой стиль управления характерен для организаций постсоветских стран и не подходит для Рижского русского театра Михаила Чехова, потому что не соответствует сегодня принципам управления в Латвийской Республике".
«Гони загорать в Африку или отдыхать в Польшу»
Далее упоминается Закон о труде и некоторые его положения... Но самое интересное для любопытствующей публики может быть следующее:
"К настоящему письму прилагается аудиозапись разговора (с расшифровкой и переводом гос.язык), которая состоялась в кабинете Даны Бйорк и где отчасти можно убедиться в методах управления Михаила Чехова директором Рижского Русского театра Даной Бйорк.
Бывший актер Рижского русского театра Михаила Чехова - член профсоюза, которого ПМСРР представляет в судебном процессе, находящемся в настоящее время в Рижском окружном суде. На аудио слышно, как Дана Бьорк оказывает давление на актера".
Далее описывается, что прекращение трудовых отношений произошло незаконным образом путем превращения бессрочного трудового договор в срочный договор, что противоречит статье 40 Закона о труде и статье 44. В разговоре участвовали подчиненные Даны Бйорк Илзе Залпетере и Александр Гербутов.
"Ниже приведены некоторые типичные выдержки. Итак, Дана Бйорк: "Даник, я не разрешаю тебе участвовать ни в каких публичных мероприятиях, на мероприятиях на сцене других театров, в других организациях». Чтобы усилить угрозу, Дана Бйорк звонит Илзе Залпетерн и указывает на последствия, с которыми уже столкнулся другой сотрудник, Марату Эфендиеву, который был также уволен.
Дана Бйорк: «Привет, Илзит. Если... Дайте мне то, что осталось от адвокатов, за которыми они послали, публичное выступление вне театра, это тот, тот признак, по которому потом поймали в случае с Маратом..."
Из продолжения разговора можно услышать, что все попытки Данилы Соловьева спасти трудовые правоотношения получают отказ, заявляя, что условия труда будут сделаны настолько невыносимыми, что, например, другой сотрудник, Андрей Можейко, уже попал в психиатрическую больницу.
...
Следующий день. Дана Бйорк: «Даник, я не хотела портить отношения с тобой, теперь разговор окончен».
...
"Мы можем издать вам приказ, что завтра вы должны быть на работе. Что ты либо приходишь завтра на работу, либо как вольная птица лети куда хочешь, играй где хочешь, зарабатывай где хочешь, зарабатывай где хочешь, гони загорать в Африку, или отдыхать в Польшу, это ваше дело, то есть спокойно, вы сами себе хозяин..."
...
Кроме того, в письме упоминается, что "повышение зарплаты с 1 июля 2018 года коснулось не всех работников театра, создав неравные условия труда. К сожалению, Данила Соловьев тоже не был проинформирован о повышении ежемесячной зарплаты актерам театра и получил 435,00 евро вместо 500,00 евро.
Сообщаем Вам, что заработная плата актера в театре определяется постоянной месячной зарплатой и переменной. Часть - премия за участие в спектаклях, при этом наиболее интенсивно занятые артисты получают больше заработной платы, но основная заработная плата должна быть одинаковой для всех, чтобы соблюдался принцип равенства.
...
Пожалуйста, сообщите ПМСРР о своем решении и дальнейших действиях, отправив ответ в электронном виде на адрес электронной почты: rrpda_kaminska@inbox.lv в установленный законом срок.
Во вложении: аудиозапись с расшифровкой и переводом на государственный язык.
С уважением, председатель ПМСРР Д. Каминска".
Встретимся в суде
В общем, судите сами, кто прав или кто виноват. И есть ли тут криминал. И может ли это все быть основанием для отставки директора.
Впрочем, все решает у нас суд, который пока Данила не выигрывает – он подает апелляцию.
С одной стороны, можно понять артиста, который остался без работы - куда русскому артисту еще идти в Риге? С другой стороны, можно было постараться прийти к взаимовыгодному решению, заключить мировую, а не доводить до судов.
Следуя принципу не поддерживать до окончательного решения суда ни одну сторону (или выслушать обе, что мы и делаем) можно лишь упомянуть прецедент.
В 1997-м, когда в должность директора Латвийской Национальной оперы вступил Андрей Жагарс, была проведена радикальное обновление коллектива. В целом, были уволены около двухсот человек, среди которых, например, и прима Оперы Солвейга Рая.
Тогда не было привычки защищать свои права в суде. Но один из двухсот - артист балета Алдис Апсе - в суд подал. И был восстановлен! В результате еще несколько лет проработал инспектором балета.
В общем, хорошо, что артисты сегодня могут подать в суд. Другое дело, что лучше до него дело не доводить.
ДОПОЛНЕНО (по просьбе театра):
Театр сообщает, что опубликованное Д.Соловьевым письмо, подготовленное представляющим его профсоюзом, содержит искаженную и подвергшуюся интерпретации информацию, вырванную из общего контекста.
Распространение такого рода информации является некорректным и сомнительным - как с юридической, так и с человеческой точки зрения.
Суд ЛР как компетентный орган, оценив иск Д. Соловьева против Театра, в том числе в связи с упомянутым искажением, признал иск необоснованным и бездоказательным, полностью его отклонив. У Д.Соловьева есть возможность подать апелляцию и продолжить урегулирование разногласий в судебном порядке.
Искренне сожалеем, что г-н Соловьев избрал неэтичный путь, воспользовавшись инструментами PR и приняв на себя возможные юридические последствия таких действий.
ДОПОЛНЕНО (по просьбе Д. Соловьева):
Опубликованное Д.Соловьевым письмо, подготовленное представляющим его профсоюзом, не содержит искаженную и подвергшуюся интерпретации информацию, вырванную из общего контекста. Потому что направлено в первую очередь не в СМИ, а на имя Министра культуры с приложением полной записи и расшифровки с заверенным переводом разговора, выдержки из которого приведены в данном письме без искажения информации и купюр.
Судебный процесс продолжается, решение суда не вступило в силу, в связи с чем попытки руководства театра манипулировать и подменять понятия считаю недостойными. Искренне сожалею, что руководство театра избрало неэтичный путь, воспользовавшись инструментами PR, в борьбе со мной. Потому что моё обращение в СМИ было лишь следствием многократных публичных выступлений Д.Бйорк с недвусмысленными намёками на мою или Е.Корнева роль в мутной истории с "анонимками".
Также по теме: «В ужасное время живём!» Скандал в Рижском русском театре – мнения причастных