Государственный центр содержания образования создал методический материал для школ «Сексуальное образование – вопросы и ответы». Творчество чиновников на эту щекотливую тему привело в ужас многих родителей.
Сложные представления
«Помни, что твой биологический пол не определяет твою половую идентичность, половые проявления, сексуальную или романтическую ориентацию», – так, по мнению авторов брошюры, учитель должен раскрывать детям сложные современные представления о гендерной проблематике.
Методичку разрешено применять с четвертого класса школы. Впрочем, как поясняют чиновники, это не обязательный для изучения материал. И тем более он не заставляет детей готовиться к смене пола. Хотя эта конкретная тема там освещается. Даются разъяснения и по поводу гомосексуалистов, трансгендеров, квиров и прочего разнообразия представителей сексуальных меньшинств.
Дискурс не принят
Латвийские родители, однако, в массе своей оказались ретроградными людьми и новомодный дискурс не приняли.
Алвис Херманис, режиссер, написал в социальной сети, чем, конечно, вызвал горячее одобрение многих комментаторов.
«Если мои дети расскажут дома, что учителя приставали к ним в школе с разговорами о перемене пола, на следующий день я вызову в школу полицию. За сексуальное насилие со стороны педагогов. Предупреждаю. Есть вещи, с которыми не шутят».
Впрочем, даже и эксперты не в восторге от прогрессивного мышления чиновников от образования.
Особый резонанс вызвало мнение известного педагога, специалиста по трудным подросткам Нила Сакса-Константиновса:
«На мой взгляд, возражения родителей на этот раз не только оправданны, это как раз тот случай, куда нужно вмешаться максимально активно и серьезно. Потому что в этом случае нет дискуссии о том, должны ли дети что-то знать – о сексуальности, теле или разнообразии. Речь идет о том, как на детей оказывается влияние и как они формируются. И это не шутка – внушать ребенку мысль, что он, возможно, родился не в том теле. Потому что за дальнейшей реализацией этой идеи стоит крайне серьезное и необратимое вмешательство в это самое тело – как гормональное, так и хирургическое. Это изменения, которые создают не только психически травмированных молодых людей с искаженными телами и гениталиями, но и психически травмированных людей, которым эти изменения не дали ощущения счастья, обещанного врачами и активистами. Мы видим это по опыту европейских стран и США, где молодые люди все чаще обращаются в суд на врачей, которые внесли такие изменения в их организм в молодом возрасте. Мы видим это в данных исследований, которые не смогли доказать каких-либо положительных преимуществ для таких половых корректировок. Именно по этой причине даже страны, которые исторически были сильно либеральны в этих вопросах, такие как Швеция и Норвегия, перестали блокировать половое созревание несовершеннолетней молодежи. Между тем в Латвии, обычно отстающей от мировых тенденций примерно на 10 лет, мы пытаемся открыть зеленый коридор для этой заведомо вредной, этически весьма сомнительной и откровенно псевдонаучной медицинской практике».
Дали задний ход
Пока социальные сети и СМИ сотрясались под ударами родителей, возмущенных новой методичкой по половому просвещению, сам материал тихо исчез из недр интернета. Испугавшись реакции общественности, брошюру убрались с глаз долой.
«Государственный центр содержания образования совместно с экспертами в настоящее время готовит разъяснительную информацию, чтобы подробнее рассказать на онлайн-семинаре, как педагоги используют разные виды методического инструментария в образовательных учреждениях, какие темы и какие методы можно использовать, чтобы помочь детям и молодежи ответить на вопросы, связанные с сексуальным и репродуктивным здоровьем. Подчеркиваем, что данный методический материал не является обязательным для любого педагога для использования его в процессе обучения», – пояснили чиновники.
На те же грабли
Непонятно, правда, зачем было огород городить и снова наступать на те же грабли? В 2012 году Министерство благосостояния Латвии, возглавляемое тогда Илзе Винкеле, выпустило детскую книгу о равноправии полов. В ней было два рассказа – «День, когда Рута была Рихардом» и «День, когда Карлис был Карлиной». Испытав на себе смену гендерных ролей, герои рассказов в конце повествования отказываются от настоящих имен и превращаются в персонажей среднего рода – Уно и Дуо. «Разработано по заданию министра благосостояния, чтобы вызвать в детских садах дебаты о роли и равноправии полов» – было сказано в аннотации книги.
Текст книги был переведен с датского, а деньги на издание дал Совет министров Северных стран. Но зарубежное происхождение книгу не спасло – негодование общества было столь сильно, что чересчур прогрессивный проект пришлось быстренько свернуть.
Ждем попытку номер три
Похоже на то, что с тех пор в Латвии сменилось поколение чиновников. Более молодые деятели уже не помнили про фиаско Карлиса и Карлины. А может, решили, что по прошествии 11 лет население уже готово воспринять прогрессивные половые идеи скандинавских стран. Нет, не готово. Но теперь можно смело предположить, что по истечении еще нескольких лет Минобраз снова издаст подобный материал, закинет пробный шар в третий раз. Если, конечно, к тому времени продвинутая западная идеология не выработает новый подход в деле гендерного образования. Тогда придется рассказывать что-то другое, в духе самых новомодных левых представлений.
Пока же Латвия остается бастионом патриархальности и к таким экспериментам относится с негодованием. Страна является одной из совсем немногих в ЕС, где не существует вообще никаких форм официальной регистрации отношений представителей одного пола. В Германии, например, не только однополые браки разрешены, но и в паспортах уже пишут по желанию в графе пол: «другой». Латвийские чиновники, вероятно, были бы в восторге разрешить нечто подобное и в ЛР, но время не пришло, придется подождать.