"В Латвии потенциал высшего образования хронически недоиспользуется", — констатирует документ, который только что рассматривало правительство Эвики Силини.
Выпускники кормят страну
В концептуальном сообщении "Об институционном финансировании высшего образования", рассказывается, что вузы проводят реформы внутреннего управления, финансирования науки, вводят новую модель докторантуры, параллельно работая над новой моделью академической карьеры, дабы сделать ЛР конкурентоспособным государством.
"Цель реформы — содействовать финансовой автономии учреждения и ответственности за достижение целей", — подчеркивается в документе, который разработал Департамент высшего образования, науки и инноваций МОН. "В настоящее время система финансирования высшего образования не учитывает большое разнообразие высших учебных заведений Латвии, а также искусственно ограничивает свободу учреждений оперировать своими средствами".
"В случае, если в будущем потенциал высшего образования не будет полностью использован, развитие Латвии будет отставать от других государств из–за недостаточно развитых навыков и знаний. Существующая система также способствует социально–экономическому неравенству, которое в долгосрочной перспективе будет способствовать социальной фрагментации. Латвия уже является государством с высоким уровнем неравенства, и без использования высшего образования и как двигателя экономического развития, и как перспективного элемента социальной политики, развитие государства не достигнет полного потенциала, и это влияет на уровень жизни всего населения".
Чтобы "решить вызовы системы", Министерство образования и науки предлагает:
* Перейти на принцип институционного финансирования, в рамках коего государство присваивает блоковую дотацию учреждениям высшего образования, которые могут свободно использовать эти средства для обеспечения определенных для себя бесплатных, совместно оплачиваемых и платных мест;
* Способствовать развитию финансирования обучающихся, в рамках которого государство оказывает большую поддержку учащимся в определенных областях, с определенными достижениями и/или из определенных групп общества;
* Увеличить объем финансирования достижений и ввести новые показатели достижений;
* Ввести финансирование развитие для новых испытательных проектов.
Министерство образования и науки призывает рассматривать финансовый вклад не как затраты, но как инвестиции. Согласно данным статистики, за год в Латвии выпускники вузов получают примерно на 100 миллионов евро большую зарплату, чем лица без высшего образования, что позволяет генерировать более 57 миллионов евро дополнительных социальных взносов.
Подсчитано, что за каждый вложенный в систему вузов евро выплачивается 6,34 евро, и в течение пятилетки инвестиции полностью окупаются.
Уж лучше учиться в Финляндии
Тем не менее Латвия пока занимает последнее место среди трех республик Балтии по финансированию на одного студента — около 4000 евро, тогда как в Эстонии около 7000 евро. Недостижимым кажется уровень Финляндии — 16 000 евро. Между прочим, в Суоми действуют сотни учебных программ на английском языке…
"До сих пор сектор высшего образования в Латвии финансируется по недостаточному сценарию", — констатирует документ ведомства Анды Чакши ("Новое Единство"). "Следуя советам экспертов Всемирного банка, в системе высшего образования Латвии происходит реформа управления, которая способствует предсказуемости и эффективному использованию ресурсов высшего образования. Однако даже при более эффективном использовании ресурсов нынешний объем… недостаточен, чтобы полностью соответствовать нуждам местного рынка труда и развития народного хозяйства…"
В настоящее время на высшее образование в ЛР тратится порядка 0,9% от внутреннего валового продукта, что втрое меньше доли бюджета Министерства обороны.
Некоторым утешением может стать то, что мы в этой пропорции затрат на вузы обогнали такие страны старой Европы, как Португалия, Италия, Ирландия, Великобритания и Люксембург. Зато почти вдвое уступаем Норвегии, Австрии, Дании.
Чтобы достичь уровня финансирования хотя бы соседней Эстонии, нам недостает 180 000 000 евро. Впрочем, северная соседка настолько продвинута, что почти достигла показателей Германии.
Мифы и реальность
Порой приходится слышать мнение: мол, современная молодежь идет на ненужные специальности, тратит годы на учебу в вузах, вместо того чтобы овладеть рабочей профессией и зарабатывать. Однако факт в том, что в Латвии меньше людей в возрасте 25–34 лет с высшим образованием, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития. Кроме того, выше отсев учащихся, чем в тех же государствах Северной Европы — хотя бюджет тратит деньги на создаваемые места для тех, кто учебу не оканчивает.
Вроде бы членство в Евросоюзе должно привлекать в учебные заведения огромные ресурсы — но нет. "Ограниченные возможности привлекать международно конкурентоспособный и в своей области выдающийся академический персонал" у вузов ЛР и потому, что они "подчинены меняющимся возможностям структурных фондов ЕС".
В сообщении МОН отмечается, что в Европе и США давно поменяли финансирование "высших школ прикладных знаний", и "научных университетов". Латвия, впрочем, может гордиться тем, что в ее структуре затрат на высшее образование все большие проценты у частного предпринимательства, домохозяйств, различных фондов. На долю публичного финансирования приходится 68,7% — тогда как в Эстонии это 82,4%.
Есть, конечно, и примеры "экстремальнейшего частного финансирования" — но и знаменитые английские университеты примерно половину получают от государства.
Перейти на госзаказ
По мнению МОН, пора учебным заведениям и государству относиться к высшему образованию в рамках парадигмы "деньги — товар".
"В рамках данного соглашения будут определены объем выделяемого финансирования, количество выпускников, которые будут подготовлены вузом по приоритетным для государства направлениям, а также вуз будет информировать о планируемом количестве студентов, которые будут приняты в его учебное заведение". Разумеется, чтобы "не были ликвидированы уникальные для государства области".
Тем самым власти уже не будут непосредственно влиять на то, как вузы достигнут выпуска нужного числа специалистов. К примеру, слияние таких разных направлений, как строительство и транспорт, будет в порядке вещей. Точно так же, как и выстраивание своеобразной пищевой цепи в зарплатах, вверху которой руководство вузов, получающее порядка десяти тысяч евро в месяц — а внизу простые "преподы", чьи расходы колеблются в районе минималки. Ну а как новая автономия вузов проявится на практике в смысле знаний и умений — увидим через годы, когда "эффективный менеджер" А. Чакша уже не будет министром.
Фото автора.