Роль массовки в хорошем фильме: как в Риге снимают кино

Наша Латвия
BB.LV 06:55, 26 декабря, 2022 0

Наш коллега Александр Геронян представил в кафе книжного магазина "Полярис" свою книгу "Возвращение трясогузки", посвященную и латвийскому кино, и своему участию в "движении", которое называется "массовка".

 
Источник: Пресс-фото

"Сам начинал в массовке"

Предисловие к книге написал известный кинорежиссер, актер и сценарист, заслуженный деятель искусств Латв. ССР, почетный член Академии наук Латвии Янис Стрейч.

Они познакомились, и Александр выпустил сборник сценариев Брониславы Паршевской, с которой Стрейч в свое время работал над сценариями фильмов. "Эта опасная дверь на балкон" знаменитой актрисы и кинорежиссера Дзидры Ритенберг — плод их совместного труда.

— Неожиданно, через 20 лет, Александр мне позвонил и сообщил, что написал книгу о кино в Латвии — как его видят те, кто снимается в массовых сценах. Мне идея понравилась.

Участник массовки в кино — это особый культурный слой общества, фанатичный, преданный делу, крайне необходимый и не до конца оцененный. Мы, кинематографисты, к нам несправедливо равнодушны. А ведь я сам в начале своей кинокарьеры тоже снимался в массовке. Потом уже сам собирал артистов массовых сцен и работал с ними в кадре. Книга погрузила меня в воспоминания о начале моего пути в кино, когда я более уважительно относился к этим "народным артистам"…

Кино на крыше

Путь в кино начался у Александра еще в раннем детстве.

— В Баку, где я родился и вырос, был летний кинотеатр завода, и мы с друзьями, являющими полный в то время бакинский интернационал, взбирались на крышу, с которой был отлично виден экран, — делится Саша. — Вернее, его три четверти — четвертая часть оказалась скрыта каким–то строением.

Почему книга называется "Возвращение трясогузки"? Потому что это был один из первых фильмов, увиденных "с крыши". К тому же дилогия Александра Лейманиса об "Армии трясогузки" была снята на Рижской киностудии. Птичка трясогузка — природный символ Латвии. Фильм произвел на меня огромное впечатление! К тому же он был первым увиденным мной латвийским фильмом. И вышел он на пару лет раньше знаменитых "Неуловимых мстителей" Эдмонда Кеосаяна.

Латышский мальчик Мика из "Армии трясогузки" был нам очень симпатичен, как и второй герой, русский — Трофим, и третий из этой "армии", цыган Гаврюха.

Моя книга — своеобразный продукт пандемии, писал ее год. Я не киновед, не кинокритик, а просто неоднократный участник киномассовки, статист. Об этом и пишу. Просто журналист, который оказался на съемочной площадке. В книге — как бы два пласта повествования, "исторический" и "массовочный".

Посвящаю эту книгу любимой Риге, очень киношному городу. Если раньше в Риге снимали заграницу, то ныне заграница снимает у нас. Кого тут только нет! Даже Голливуд к нам заглядывает время от времени со своей съемочной командой, Микки Рурк гостил.

Поселки Тукумского побережья — Рагациемс, Звейниекциемс — прославились тем, что там снималось немало киноклассики. Самый яркий фильм — "Сын рыбака", который снимался еще в 1939–м. А в 1957–м к этому сюжету вернулись. И, конечно же, съемки превращались в настоящий праздник, приходили окрестные рыбаки с семьями, но они и снимались, конечно. А "крутили" потом это кино в домах культуры богатых рыболовецких колхозов.

Знаменитая комедия "Три плюс два", где играет Андрей Миронов — это совместное производство Рижской киностудии и "Мосфильма". Павильонные съемки проходили в Риге. Постановщик Генрих Оганесян, человек харизматичный и замечательно остроумный, сыграл там и эпизодическую роль официанта кафе.

Звезды и статисты

— Пишу о звездах латвийского кино — это Алоиз Бренч, Гунар Цилинский, Роланд Калниньш, Янис Стрейч, Юрис Подниекс, Арнольд Буров, Вия Артмане, Дзидра Ритенберг, Герц Франк, Ивар Селецкис, Гирт Яковлев и другие.

Одна из глав называется "Выходцы из Латвии" — в основном они живут и работают в России. Но есть латвийцы и в Голливуде.

Среди "ближних" — Яна Сексте, театральная и киноактриса, Никита Тарасов, Евгения Крегжде, Агата Муцениеце, Александр Лямин, Валерий Дмитриев, Ольга Озоллапиня, Дана Абызова. Это рижане, но есть еще и выходцы из Лиепаи, Вентспилса, Елгавы.

— Интересно, что вместо Юлии Пересильд в космос должна была лететь Агата Муцениеце, — заметила наша коллега Ольга Авдевич. — Ей симпатизировал режиссер, да и по другим причинам. Но поскольку у Агаты латвийское гражданство, в этом проекте она участвовать не могла… А. Геронян: — С Муцениеце я столкнулся в Риге на съемках сериала "Крест" — сценарий картины основан на рижских легендах. Она играла там с бывшим мужем Павлом Прилучным.

Ольга Авдевич: — Хочу добавить, что пара поколений актеров, которые сейчас снимаются за границей — на российских, и не только, площадках, играют в театре, воспитаны в рижской театральной студии "Реверанс", которую много лет вела светлой памяти актриса Людмила Шевченко, покинувшая этот мир в нынешнем году.

Актерская подготовка была настолько сильной, что все эти ребята поступали в самые знаменитые театральные вузы прежде Союза, а потом России.

А. Геронян: — Латвийские костюмеры, гримеры и стилисты — это особая статья, они великолепны! Вкус, мастерство, профессионализм, чувство прекрасного, стильность. А уж работяги какие — если нужно, будут работать сутками. Как–то мы ушли со съемок домой, приходим утром снова на площадку, а они сидят и в тех же позах, делают свою работу. "Вы что, не спали?" — спрашиваем. "Да на пару часов прикорнули, и все". Хороши и кастинг–менеджеры. Предвосхищая ваши вопросы, как попасть в массовку, скажу — есть несколько компаний, которые набирают базу статистов. Они же дают объявления в ФБ.

Для меня это любимое хобби, которым занимаюсь практически 10 лет. Когда есть время, с удовольствием снимаюсь, общаюсь с разными интересными людьми, и за это еще и деньги платят. Хотя не всегда эпизод с тобой выходит на экран…

К примеру, замечательная картина "Отец Ночь", посвященная легендарному Жанису Липке, которая была выдвинута Латвией на “Оскара”, "отметилась" только нашими затылками, а в киноленте "1906–й" вообще вырезали эпизоды с нами. Но гонорары — примерно 20 евро в латвийском фильме за съемочный день и 30 в зарубежном — все равно аккуратно выплачивали. Участвовал в массовке 60 раз, до шести эпизодов в картине.

О своих коллегах–статистах автор пишет в главке "Такие разные коллеги" (всего здесь 62 главки):

— Больше, конечно, приглашают латышей — даже если сериал снимают россияне. Но есть русские и армяне. Во время перерыва завязываются интереснейшие разговоры, возникает дружба.

Абхазия в Саулкрасты

О том, как он впервые "попал в кино" Александр рассказывает так:

— В 2013–м российская команда снимала у нас фильм "Наследие", эпизод абхазо–грузинской войны. Позвонили мне — мол, выручайте, нужны люди кавказской внешности, человек 40–50, причем и взрослые, и дети. Я собрал, сколько мог, своих соплеменников, и все получилось.Некоторые эпизоды были очень смешные. Латвийский берег — это сосны и дюны, мелкий песочек на берегу. Абхазский же — пальмы, галька… Вот и получились ляпы — жарят шашлыки на берегу Саулкрасты, а в Цюрихе трамвай поворачивает, и на нем написано "Югла".

Потом я с сыном Аленом снялся еще в нескольких эпизодах "Наследия". Они еще не раз приезжали, звонили, у нас сложилась такая "массовочная" компания.

Статисты в кино — это не только безработные, пенсионеры или студенты, но знаю и одного крупного бизнесмена, который жить не может без кино, дальнобойщика и моряка.

Саша рассказывает и о своем участии в очень странном, если не сказать больше, финско–латвийско–эстонском фильме "Собаки не носят штанов", с радостью и восторгом — о дебютном фильме молодого режиссера Алисе Зарини "Рядом", и об историческом немецком сериале Terra X, который снимается аж с 1982–го и до наших дней.

Приятно было увидеть в книге и два моих материала, и статью коллеги Димы Марта.

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)


Статьи по теме

Наша Латвия Бунт аптекарей: латвийские фармацевты защищают высокие цены

Реформа Абу Мери столкнулась с серьезным сопротивлением. Владельцы 110 аптек и представители профессиональных ассоциаций обратились с открытым письмом к премьеру, министрам и руководителям сеймовских фракций.

Наша Латвия Улицу Вальню сделают пешеходной за 8 млн евро

В целях развития общественного открытого пространства Старой Риги, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Рижское самоуправление планирует до конца 2029 года перестроить инфраструктуру улицы Валню, Театральной площади и прилегающих улиц, превратив улицу Вальню в пешеходную улицу.

Наша Латвия ПВС выявила недозволенную пищевую добавку в алкоголе

Продовольственно-ветеринарная служба (ПВС), проведя проверку груза алкоголя из Беларуси, предписала уничтожить крепкий алкогольный напиток, в котором обнаружена неразрешенная пищевая добавка - бензоат натрия (Е211), свидетельствует информация, обнародованная ПВС.

Наша Латвия Объявлен сбор пожертвований для пострадавшей от ракетных ударов детской больницы

Благотворительная организация "Ziedot.lv" призывает делать пожертвования на помощь детской больнице "Охматдет" в Киве, сообщила агентству ЛЕТА руководитель по коммуникациям благотворительной организации Илзе Ошане.

Читайте еще

Lifenews Книжная полка: у всех свои катастрофы

Лорри Мур, "Запертая лестница". СПб: Подписные издания, 2023.

Lifenews Книжная полка: легко ли быть музой художника?

Книга Людмилы Ермолаевой "Легко ли быть музой. Портрет жены художника длиною в жизнь" увидела свет уже после ее неожиданного ухода в конце декабря.

ЧП и криминал Жизнь и смерть Евгения Пригожина: до сих пор жив и пьет ром на Кубе?

"Наш бизнес — смерть, и бизнес идет хорошо" — значилось у группы "Вагнер" на нарукавных шевронах. Журналист–расследователь Илья Барабанов, после начала войны в Украине релоцировавшийся в Ригу, написал книгу о феномене российского наемничества, и представил ее на днях в столице Латвии, для аудитории, в основном представленной бывшими коллегами по медийному цеху РФ, оказавшимися в эмиграции.

Lifenews А зомби здесь тихие

Алексей Поляринов, "Кадавры". М.: Inspiria, 2024.