«Пушки стал идеологом руснацизма или рашизма», - так пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā, сопоставляя великого русского поэта с такими знаковыми персонами немецкой культуры, как композитор Рихард Вагнер и философ Фридрих Ницше.
«Россия движется по траектории нацистской Германии, которая предусматривает столь же суровое отношение к Пушкину, которое было в отношении Вагнера или Ницше». Отнюдь недаром дамба Каховской ГЭС была взорвана в день рождения Пушкина, подчеркивает Клуйнис.
Между тем, в вину Александру Сергеевичу ставится и то, что тот прославлял победу России в войне 1812 года. «Пушкин правильно воспринял XIX столетие, как время всевозможного национального возрождения и делал, что только могу, чтобы наибольшее благо из перемен в этом направлении получили бы русские».
Затем А.Клуйнис разбирает стихотворение «Клеветникам России», в котором особое внимание занимает упоминание там Литвы. Все же комментатор приходит к выводу, что здесь речь идет о польском польском восстании, и отмечает: «С первых дней Первой Мировой войны латышским общественным активистам было ясно, что поляки покажут латышам первенство, как использовать войну, чтобы требовать и получить от российского царя уступок, которые шаг за шагом привели к восстановлению Польского государства и провозглашению Латвийского государства». В этом плане латышский публицист прославляет «суперклассика польской литературы, польского эквивалента Пушкина» Адама Мицкевича, который оппонировал российскому современнику.