По крайней мере на год вперед латвийское население особого оптимизма не испытывает. И у него есть на то основания.
Хуже или так же
Как показало недавнее исследование «Евробарометра», почти половина, или 42%, жителей Латвии в следующем году ожидают ухудшения экономической ситуации.
Еще 37% участников опроса считают, что в следующем году экономическая ситуация в стране останется неизменной, а 15% выразили уверенность, что экономическая ситуация улучшится. Так много оптимистов в стране, даже удивительно! Затруднились ответить на вопрос европейской социальной службы 6% респондентов.
Надо признать, что жители Латвии держат нос по ветру. И эксперты, наверное, не смогли бы дать лучший прогноз на 2024 год. С одной стороны, дела вроде как налаживаются после ценового шока последних двух лет, с другой – слишком радоваться особых оснований нет.
Постпандемийная слабость
Здравый смысл и экономические показатели дают надежду, что год 2024-й должен быть как минимум не хуже года 2023-го. Годовая инфляция в Латвии в минувшем ноябре снизилась до 1%. Год назад она была, напомним, в районе 20%. Хотя цены, естественно, на прежний, допандемийный уровень не выйдут скорее всего уже никогда.
Допандемийный, потому что чудовищный рост цен нам устроили именно борцы с COVID-19, решившие победить его путем закрытия фабрик и заводов, ресторанов и магазинов, аэропортов и границ. После того как власти устали бегать за вирусом с кувалдой, эти ограничения были сняты и отпущенная пружина загнала стоимость товаров и услуг на немыслимую ранее высоту. Вторжение России в Украину этот процесс лишь подхлестнуло, но не создало его, как многие почему-то утверждают.
Чему-то научились
Вторая самая крупная неприятность последних двух лет, дефицит энергоресурсов и рост цен на них, тоже вроде позади. Благодаря Инчукалнскому подземному газохранилищу Латвии удалось относительно безболезненно перестроиться на газ, прибывающий из-за моря в сжиженном состоянии. Теперь, когда спекулянты видят, что Европа смогла выжить первую зиму почти без российского газа (в отдельные страны он продолжает поступать), уже не получается задирать цены и наживать на этом миллионы. Конечно, этот сжиженный газ обходится дороже, чем трубопроводный, но похоже, его в наших краях не будет еще очень долго. Переплачены многие миллионы евро, которые можно было бы потратить с большой пользой, но тут уж ничего сделать нельзя.
Сегодня природный газ, на котором зиждется сохранение тепла в жилищах латвийских горожан, стоит на 15–20% дешевле, чем год назад – для тех, кто использует газ для отопления. А для тех, кто готовит на нем еду – тариф на 7% меньше. Власти обещают, что в январе голубое топливо станет еще дешевле. Дескать, упали цены на биржах. Посмотрим.
Стабильности нет
Но поскольку нынешний кризис – третий за последние 15 лет, у латвийского населения есть все основания смотреть в будущее с пессимизмом. Тем более что за пределами страны стабильности больше не становится. Как только боевые действия в Украине стали терять интенсивность (стороны уже не могут воевать так, как раньше, нет больше сил), тут же образовался кровавый конфликт на Ближнем Востоке. Назревает еще одна война в Южной Америке. Вроде как далековато от нас, но все же и на нас влияет.
Прежний мировой порядок трещит по швам, и когда улягутся страсти, пока совершенно неясно. Видно лишь, что тлевшие или замороженные конфликты (это пусть каждый формулирует как ему нравится) начинают разгораться с новой силой. Где полыхнет? Опять поблизости? Или где подальше?
Не забудем, что и соседние страны, ставшие чуть ли не врагами, тоже не сидят сложа руки и прямо сейчас атакуют границы уже с помощью мигрантов из южных стран. Атака идет давно, и вроде как с ней более или менее научились справляться, хотя ресурсов это отнимает немало. Что они там придумают еще? Вряд ли ведь ограничатся лишь этим.
Хотелось бы, конечно, как сказал поэт, жить в глухой провинции у моря, но что-то пока не получается. Все равно как-то уж слишком неспокойно в наших пенатах. Хотя вроде как и море имеется, и провинциализма у нас тут предостаточно.