Наверное, и среди ваших знакомых есть те, кого не зацепил ковид. Причем эти люди не пересиживали пандемию в бункере, а работали рядом с повально заражающимися, ухаживали за заболевшими близкими, ездили в общественном транспорте, даже не всегда в маске, но при этом не заболели, пишет Doctorpiter. Почему же зараза берет не всех?
Удивительное открытие помогло сделать британское исследование, в ходе которого добровольцев, ранее не болевших ковидом, так называемых «наивных» пациентов, намеренно заражали уханьским вариантом коронавируса. У одних инфекция вызвала легкие симптомы, у других — посильнее, но были и те, кто не заболел вовсе. Именно этих людей исследователи и изучили подробно. Выводы, которые были получены, комментирует доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния, США) Анча Баранова.
«Зараза к заразе не липнет»
«К коронавирусу устойчивы те, у кого еще до инфекции у лимфоцитов крови наблюдалась экспрессионная подпись, соответствующая интерфероновой активации, а особенно высокая экспрессия маркера HLA-DQA2», — рассказывает известный биолог Анча Баранова.
Проще говоря, ковид не липнет к тому, у кого иммунная система была в активной фазе. Справедливости ради надо сказать, что если она находится в таком состоянии постоянно, то это плохо, организм просто устает.
«Но если так совпало, что ваш организм от гриппа или энтеровируса все еще в себя не пришел, то остаточный интерферон вполне способен сбить коронавирус на подлете, — комментирует эксперт. — Выходит, народная мудрость, что зараза к заразе не липнет, не лишена биологического смысла».
Так что высокий уровень экспрессии маркера HLA-DQA2 — показатель для врача смело идти в «красную зону», не боясь заразиться. Ну а тем, у кого он снизился, стоит остаться дома.
Другие выводы ученых
Также ученые выяснили, что при встрече организма с коронавирусом первой будет реакция интерферона в крови, а не реакция в носоглотке. Раньше считали, что происходит ровно наоборот.
«А вот скорость выдвижения лимфоцитов в носоглотку имеет значение, — продолжает Анча Баранова. — Если они „прибегают“ быстренько, инфекция будет транзиторная, вирус задавят на месте, локально. А вот если с локальной обороной в носу происходит задержка, то, скорее всего, в ней и заключается проблема: человек точно заболевает ковидом».
Исследователи обнаружили, что наиболее благоприятные для репликации (размножения, копирования) вируса — клетки с ресничками. Ресничным эпителием выстланы, например, дыхательные пути. А вот Т-клетки носоглотки и макрофаги инфицировались непродуктивно.
«И все это было показано с помощью расшифровки экспрессионных профилей клеток периферической крови и носоглотки на разных этапах инфекции, а также еще до нее, — поясняет Анча Баранова. По ее словам, именно заражение добровольцев вирусом позволило ученым детально изучить этап заражения ковидом — до инфекции. Ранее, при исследовании уже заболевших, это было невозможно
«Именно профиль до инфекции и определял, насколько тяжелым будет заболевание при заражении коронавирусом», — резюмирует биолог.