Вот мы и провожаем кроличий год… Кто-то может посчитать уходящий год неплохим хотя бы потому, что… все познается в сравнении! Ведь в 2023-м мы уже практически не вспоминали о ковиде, да и экономический кризис оказался не столь глубоким и суровым, как мы могли бы ожидать.
В последнем день этого года портал bb.lv по традиции оглядывается на предыдущие 365 дней, чтобы запомнить самые интересные, самые важные его штрихи, события. Мы составили свой топ основных событий года, который и предлагаем вашему вниманию.
1. Досада года
Когда в конце 2022-го официальная инфляция достигла 19%, то оптимисты заявили, что хуже уже не будет… Пессимисты, само собой, с ними не согласились и заключили, что будет настолько плохо с инфляцией, что вы даже не можете себе представить.
Реальность такова, что пессимисты были почти правы. Во всяком случае, в первые месяцы 2023-го инфляция составила 20-21,5% от ВВП! Еще раз подчеркнем: это официальная инфляция. Если же мы будем ее измерять применительно к людям с маленькими доходами, которые львиную долю своих скромных средств тратят на пропитание, то реальная инфляция для этой категории населения составила 35–40 процентов!
Ничего подобного в нашей стране не было с середины 90-х годов! Да, в начале 90-х инфляция порой достигала и 40–60%, но то время невозможно сравнить с нынешним – в начале 90-х происходила своего рода экономическая революция, переход от плановой экономики к рыночной, что всегда приводит к сумасшедшей инфляции и другим потрясениям.
Уже к осени этого года инфляция стремительно пошла на спад, но к этому моменту народ уже остался без накоплений и перешел к «привычному» состоянию – жизни от зарплаты до зарплаты.
Хорошая новость заключается в том, что к концу этого года мы можем говорить уже о достаточно низкой инфляции. Впрочем, особой радости в связи с этим нет, поскольку экономика пошла на спад и, стало быть, постепенно начнут снижаться и без того невысокие доходы большинства латвийцев.
В правительстве, правда, нас успокаивают: мол, уже ближе к лету следующего года начнется стабильный экономический рост. Но пока это только прогнозы – посмотрим, что будет в реальности.
2. «Сделка» года
2023 год стал первым за последние 5 лет годом без выборов. Точнее – без выборов, в которых участвуют избиратели. Да, в 2023 году были лишь президентские выборы, а в них право голоса имеют только 100 депутатов Сейма. И на этих выборах, 31 мая, произошло то, что оппозиция назвала «сделкой года»: «Новому Единству» не удалось договориться с тогдашними партнерами по власти – «Объединенным списком» и TB – Visu Latvijai, – о поддержке их кандидата в президенты – Эдгара Ринкевича.
И тогда «единцы» попытались договориться с частью оппозиции в лице Союза зеленых и крестьян и партии «Прогрессивные». Представители этих партий поняли, что это для них шанс попасть во власть. Они, разумеется, подобным подарком воспользовались. В итоге Эдгар Ринкевич стал президентом, а уже 15 сентября официально были созданы новая коалиция и правительство, которое второй раз в новейшей истории Латвии возглавила женщина. По иронии судьбы, 11 лет назад премьером тоже была представитель «Единства» Лаймдота Страуюма. Теперь же в кресло главы правительства села Эвика Силиня.
Нужно признать, что новая коалиция пока выдерживает «план» принятия решений – как коалиция и обещала сразу после ее создания, до конца 2023 года была и ратифицирована Стамбульская конвенция, приняты решения по поддержке ипотечных заемщиков и по обложению банков специальным налогом (аванс подоходного налога с предприятия), утверждены поправки в закон о регистрации партнерских отношений… Также коалиция одобрила снижение тарифов на доставку электричества, был введен и потолок тарифа на доставку электроэнергии… Правительство Силини успешно сдало и первый экзамен – удалось без сюрпризов принять бюджет-2024.
3. Поворот года
Смена коалиции привела к в какой-то мере сенсационному повороту – впервые за последние 12 лет в оппозиции оказались… ярые националисты. Да, депутаты TB–Visu Latvijai теперь привыкают к новой для себя роли. Правда, пока все для нацобъединения складывается удачно – да, экономические вопросы эта политическая сила «пробить» через Сейм не может, но идеологические инициативы, по инерции или из страха, правящая коалиция принимает «на ура». Так, Сейм поддержал и введение запрета на предвыборную рекламу на русском языке, и начало рассмотрения поправок, которые вообще запрещают работодателю вносить в трудовой договор требование владеть русским языком… Сейм дал зеленый свет и рассмотрению законопроекта «от народа» о том, чтобы даже частным предпринимателям запретить использование русского языка в информации.
Понятно, что этот процесс будет продолжен до тех пор, пока… русский язык вообще не исчезнет из публичного пространства и им можно будет пользоваться только дома, под подушкой.
4. «Нападение» года
Знаковым событием политической жизни Латвии в уходящем году стал невиданный доселе «наезд» власти на банки, которые последние три десятилетия жили в условиях невероятной благосклонности правящей элиты. Причина такой перемены, наверное, заслуживает отдельного исследования, но факт остается фактом: в 2023-м власти впервые пошли в наступление на банки и приняли в этой связи два беспрецедентных решения. Первое – банки обязали в следующем году платить спецпошлину, из которой Служба госдоходов будет ежеквартально выплачивать компенсацию ипотечным заемщикам в размере 30% от их процентных платежей. Второе – банки будут обязаны уже в январе следующего года заплатить 20% аванса в качестве подоходного налога с предприятия.
В Сейм переданы и поправки в ряд законов, которые облегчат ипотечным заемщикам переход из одного банка в другой.
5. Идея-фикс года
Затяжной конфликт между властью и банками натолкнул депутатов на идею… создания государственного банка развития. Под занавес года по этому поводу состоялось совместное заседание двух комиссий – по бюджету и финансам и по народному хозяйству.
Парламентарии обсудили различные варианты дальнейших действий. Например, или преобразовать в банк госагентство Altum, четко отделив кредитные функции от той деятельности, которой Altum занимается сейчас – предоставлении госгарантий, софинансирование тех или иных проектов, экспортные гарантии и т.п. Другой вариант, рассматриваемый депутатами, предполагает создание совершенно отдельного государственного кредитного учреждения.
Депутаты и приглашенный на заседание министр финансов Арвилс Ашераденс были едины в том, что конкуренция в банковском секторе сегодня в Латвии недостаточна, банки крайне вяло кредитуют бизнес. Глава Минфина подсчитал, что для нормализации рынка кредитования не хватает еще где-то 5 миллиардов, выданных бизнесу в виде кредитов. Парламентарии и министр фактически уличили коммерческие банки во лжи: банки утверждают, что их собственный капитал не растет, в действительности же он растет, растет и прибыль, а вот объем кредитования народного хозяйства не увеличивается.По итогам заседания комиссий было решено запросить дополнительную информацию у министерств о том, что они думают по поводу преобразования Altum в банк. Очевидно, что едва ли госбанк будет создан быстро. В лучшем случае – через год, учитывая необходимость еще получить разрешение Европейского Центробанка. Но процесс, что называется, пошел…
6. Скандал года
В первой половине этого года разразился скандал в достаточно закрытом ведомстве – Министерстве обороны: выяснилось, что тендер на обеспечение вооруженных сил продовольствием на астрономическую сумму в 220 миллионов (с правом увеличить до 330 миллионов) выиграла маленькая фирма, которая не имеет опыта в логистике и до этого все предыдущие более чем 25 лет работы занималась общественным питанием. То есть владела четырьмя небольшими столовыми – главным образом, в провинции. При этом, как выяснили телевизионщики, крупные производители продовольствия (например, Dobeles dzirnavnieks) уже отказались сотрудничать с этой фирмой в создании резервов продовольствия для армии.
Вопросов в свете этого скандала возникло великое множество. Во-первых, как могло случиться, что высшее чиновничье руководство министерства не было в курсе проведения тендера на закупку аж на 5 лет на фантастическую сумму! На эти деньги можно было закупить ну очень много нового вооружения! Разве в министерстве нет системы контроля за тем, что и как делает закупочная комиссия? Во-вторых, как можно было одной небольшой компании с очень скромным оборотом доверить создание стратегических резервов (фактически на случай войны) продовольствия для вооруженных сил? В-третьих, почему ни один из членов закупочной комиссии не поднял тревогу и не сообщил руководству ведомства по поводу явно сомнительного тендера или, точнее, условий конкурса?
Так или иначе, но скандальный контракт был заключен, и лишь утечка в СМИ вынудила нового министра «заинтересоваться вопросом».
Расследованием уже занялись правоохранительные органы, и будем надеяться, что уже в следующем году дело дойдет до предъявления обвинений.
7. Решение года
Этот год войдет в историю, как год возвращения в стране… обязательного воинского призыва. Срочная служба в Латвии была прекращена уже в далеком 2006 году. Но война по соседству заставила политиков – опять-таки по законам военного времени – «вспомнить былое» и вернуть срочную службу. И хотя в этом году юноши поступали на службу обороны государства, как она теперь называется, добровольно, тем не менее соответствующий закон принят и в следующем году можно ожидать уже «принудительного» призыва.
8. Отставка года
Летом произошло маленькое чудо – рискну утверждать, для большинства рижан – развалилась прежняя коалиция в столичной думе и в результате в отставку с поста мэра ушел «король столбиков» Мартиньш Стакис. Часть оппозиции справедливо заключила, что самым лучшим сценарием для Риги и всех жителей города был бы роспуск думы и досрочные выборы. Однако «нюанс» в том, что большинству думцев такой сценарий не подходил – у них на внеочередных выборах не было бы никаких шансов попасть в новую думу. Поэтому решили создавать новую коалицию, и у Риги появился очередной мэр – на сей раз Вилнис Кирсис из «Нового Единства». За почти 5 месяцев руководства городом новая коалиция пока не показала, что способна работать лучше и эффективнее, чем предыдущая. Но так или иначе, у Кирсиса и Ко еще есть полтора года – до очередных выборов, чтобы хоть как-то исправить ситуацию.
А пока Рига уже стремительно отстает в развитии от Таллина и Вильнюса. Кстати, уходящий год принес и еще один неприятный сюрприз: теперь Латвия в экономическом развитии уже уступает не только Литве и Эстонии, которые давно отдалились от нашей страны, но даже Румынии!
9. Провал года
Уходящий год еще раз продемонстрировал, увы, неспособность Латвии успешно реализовывать крупные инфраструктурные проекты. Спустя 8 лет с момента начала работы над проектом века – европейской железнодорожной магистрали в странах Балтии – оказалось, что, при неблагоприятном сценарии, железная дорога Rail Baltica может вообще пройти мимо Риги. По крайней мере, на начальном этапе. Более того, реализация проекта катастрофически запаздывает, да и первоначальная смета оказалась липовой – затраты уже могут возрасти на несколько миллиардов евро! Новое правительство сейчас отчаянно пытается спасти проект, но главный вопрос – откуда взять деньги на его дальнейшую реализацию, остается. Продолжение следует…
10. Надежда года
Под занавес 2023 года все-таки появилась надежда на то, что следующий год будет лучше! А именно: цены если и не начнут снижаться (все-таки на такое чудо мы не рассчитываем!), то по крайней мере прекратят свой рост, а вот экономика постепенно начнет оживать. Выделенные в бюджете-2024 огромные суммы на здравоохранение позволят улучшить доступность медицинской помощи за госсчет. Также, хоть и незначительно, вырастут зарплаты у бюджетников – а это десятки тысяч человек! Пандемия ковида и пандемия инфляции уже позади и очень хочется верить, что еще какой-нибудь пандемии больше не будет! Хоть один год должен дать нам передышку.
Подводя итоги года, все-таки нужно признать, что самое позитивное во всем этом – что мы живы! С наступающим!