Порой нам кажется, что в нашей жизни стало слишком много электронных устройств и виртуальной реальности? Это еще только начало: Кабинет министров сегодня принимает "Цифровой путеводитель Латвии до 2030 года". Цена вопроса немалая — за этот срок предполагается потратить 106 млн евро.
Всю жизнь с компьютером
На самом деле, конечно, нашей стране еще предстоит дорасти до средних показателей компьютерной грамотности по Евросоюзу. В Латвии люди в возрасте от 16 до 74 лет владеют электронными устройствами на достаточном для пользователя уровне лишь в 51%, тогда как в ЕС в целом — 54%. Потому Еврокомиссия порекомендовала Латвии продолжить образование населения. Поставлена амбициозная задача — к 2027 году поднять уровень электронной образованности до 70%!
Начать, разумеется, нужно с младых ногтей. Министерство образования и науки вместе с крупнейшими телекоммуникационными компаниями страны и Рижским техническим университетом начало реализацию программы "Мощный интернет в каждой школе Латвии". Публичные закупки увенчались приобретением 50 000 компьютеров для основной школы. Более 100 школ улучшили свое интернет–соединение с помощью подаренного оборудования.
Следующим этапом становится высшее образование. До 2026 года в Латвии внедрят 26 международных модулей, относящихся к квантовым технологиям, высокоскоростным вычислениям и языковым технологиям. Последнее, разумеется, особо важно для нашей республики, исторически столь сосредоточенной на лингвистических проблемах. Кто знает, возможно, повсеместное внедрение ЭВМ позволит снять языковой вопрос вообще? Образцовый центр языковых технологий рассчитан на подготовку 820 специалистов и решение 10 научных задач.
В целом же высшему образованию ЛР поручено подготовить 3000 академически образованных специалистов в сфере информационно–коммуникационных технологий. Кстати, у них отчетливо женское лицо: по статистике, 60% занятых в отрасли являются представителями прекрасного пола.
Ну и, конечно, повышение квалификации для взрослых. В Латвии уже давно введен несколько неблагозвучный термин "пожизненного образования", что означает постоянный рост навыков работающей части общества и пенсионеров. По данным на 2022 год, таковым было охвачено 9,7% латвийцев, что несколько ниже, чем по ЕС (11,9%). Опять–таки, женщины были почти вдвое активней мужчин — соответственно 12,5% и 6,6%. Тем не менее абсолютные показатели не могут не впечатлять: с 2017 по 2023 гг. в Латвии переобучение на компьютерах прошли 40 618 человек, что финансировалось в том числе из программ, призванных уменьшить негативное воздействие Covid–19 на экономику.
Вероятно, переучиться на новый манер предстоит и министру охраны среды и регионального развития Инге Берзине (1963 г. р.), представительнице "Нового Единства" и бывшему мэру Кулдиги. Именно ее ведомству предстоит внедрять вышеописанные новации в народное хозяйство ЛР, а надо признаться, что Министерство охраны среды до сих пор не ходило в компьютерных передовиках.
Алло, мы ищем таланты
Кто самые востребованные люди в любой фирме? Это, конечно же, инженеры по компьютерам, системные администраторы, словом, все те, к кому мы обращаемся, если машина зависает, пропадает интернет или вообще что–то идет не так. Люди эти нарасхват, и предполагается по умолчанию, что они доступны в режиме 7/24. А ведь тоже живые!
По решению правительства в Латвии должна быть создана рабочая обстановка, при которой "содействуется мотивации работодателей инвестировать в сотрудников и мотивации жителей учиться новым навыкам". Латвии еще предстоит "развитие талантов в предпринимательской деятельности, обеспечивая руководителям обучение высокого уровня в дигитализации". То есть дабы всякий труженик мог по возможности сам разбираться со сложной аппаратурой.
Далее, целью обучения в ЛР должен стать блокчейн. Система компьютерной криптографии обычно ассоциируется с виртуальной валютой — но не биткоином единым, ведь шифрование на основе блоков трансакций можно применять в любых системах публичного управления, регистров, использовать для обеспечения электронного голосования. Таковое есть в Эстонии, а в Латвии до сих пор не ладится.
Есть у компьютеров и более высокое во всех смыслах предназначение — Латвия разработала Космическую стратегию до 2027 года, которую, естественно, невозможно реализовать без широчайшего применения ЭВМ. В этом плане нам поможет Европейское космическое агентство.
Кстати, отличный центр по исследованию космоса недавно открылся в Цесисе. Полезно и для ребят, и для взрослых, сам президент Ринкевичс побывал и остался весьма доволен.
Передовики Союза
Стоит признать, что в техническом отношении Латвия существенно обогнала Евросоюз по обеспечению интернетом домашних хозяйств — высокоскоростные сети используют 92% наших семей, тогда как в Евросоюзе только 73%. Здесь выше уровень даже у латвийской деревни — 80%.
Покрытие оптико–волоконными сетями в ЛР является одним из самых высоких в ЕС. Однако наблюдается отставание во внедрении стандарта мобильной связи пятого поколения — а ведь именно сети 5G должны привести к "интернету вещей". Видимо, латвийцы попросту не спешат к ситуации, когда холодильник будет самостоятельно оценивать свое содержимое и делать заказы в службе доставки… За такими запросами не угонишься!
Пока 5G охвачено примерно половина территории Латвии — в первую очередь крупные города и пространство вокруг больших дорог; пользоваться таким интернетом имеют возможность также до 50% населения. В стране постепенно исчезает "цифровая пропасть" между городскими и сельскими районами.
Знаковым прорывом в интернет–коммуникациях должен стать проект европейской инфраструктуры Baltic Ring, который соединит государства Северной Европы, Балтию и Польшу, обеспечив "уникальную и многостороннюю возможность" подключения к глобальным облакам данным, цифровым услугам и центрам компьютерной коммуникации во всем мире. Программа, координацию которой ведут такие скандинавские гиганты, как Arelion Sweden и Telia Carrier Finland, должна финализироваться как раз к 2024 году.
Собственно компьютерным "железом" Латвия тоже вполне может гордиться. С 2009–го по 2023 год доля производства электронных и оптических устройств в стране выросла с 3,7 до 9,8 процента от общего валового выпуска промышленности. За три квартала 2023 года реализация этой продукции на местном рынке выросла на две трети по сравнению с доковидным 2019 годом. Однако подавляющее большинство наукоемкой продукции нашей компьютерной индустрии — 90% — направляется на экспорт.