В СГБ, которое уже пять с лшним лет возглавляет Нормунд Межвиетс, агентству подтвердили, что служба совершила некие процессуальные действия, но более подробная информация в данный момент не предоставляется.
В свою очередь, информация, имеющаяся в распоряжении LETA, свидетельствует о том, что задержание бывшего сотрудника Бюро по защите Конституции, несколько лет проработавшего под руководством Янис Майзитиса, может быть связано с возможной коррупцией и разглашением государственной тайны.
Ранее передача "Nekā personīga", выходящая на проданном американцам латвийском телеканале TV3, сообщила, что Спаранс отправлен на пенсию по выслуге лет. Пенсионером Спаранс стал якобы не добровольно, а под давлением сверху. Информация, имеющаяся в распоряжении ТВ-передачи, свидетельствовала о том, что свое недовольство работой Спаранса выразило посольство США в Латвии. (Кстати, интересно, что произошло, если бы посольство Латвии в США выразило недовольство работой сотрудника ЦРУ или ФБР?)
Передача "Nekā personīga", в которую информацию часто сливает СГБ, допускает, что посольство собирает информацию против сотрудника Бюро по защите Конституции Спаранса уже долгое время. Похоже, что компромат собирали успешно – якобы обнаружены доказательства того, что Спаранс превышал служебные полномочия.
Это оказалось достаточно для того, чтобы руководитель Бюро по защите Конституции Янис Майзитис отправил зарвавшегося контрразведчика на пенсию. Впрочем, официально в Бюро по защите Конституции это, конечно, не комментируют.
Спаранс никогда не занимал руководящих должностей в латвийской контрразведке, но ему приписывают большое влияние. Он якобы мог уладить экономические и политические вопросы, в связи с чем заслужил противоречивую славу, отмечает передача.
Так, например, Спаранс присутствовал на месте взрыва бывшего главы таможенного управления Государственной службы доходов Владимира Вашкевича. Нынешний задержанный контрразведчик-пенсионер тогда объяснял это случайностью, но, как было на самом деле, никто толком не расследовал. Кроме того, свидетели утверждают, что Спаранс участвовал в вентспилсских транзитных войнах (на стороне Мерони). Также неофициально известно, что Спаранс контактировал и с Григорием Гусельниковым, который в свое время приобрел “Norvik banking”, и впоследствии пожаловался в суд за то, что государство наносит вред его бизнесу.
Кроме того, в политических кулуарах утверждают, что Айгарс Спаранс был близок к депутата Юрису Юрашсу, который, в свою очередь, пользуется доверием Яниса Борданса – министра юстиции и лидера Новой консервативной партии. Борданс же спит и видит, как бы урезать бюджеты и объединить три латвийские спецслужбы – Службу госбезопасности Латвии, Бюро по защите Конституции и Службу военной разведки.
Действительно, функции всех трех спецслужб во многом дублируются, но признаваться в этом - значит остаться без государственного финансирования. Не исключено, что именно в связи с повышенным вниманием к экономному Бордансу и связан интерес госбезопасности к пенсионеру Спарансу. Впрочем, опровержений или подтверждений этой версии ждать не приходится.