В суде Видземского предместья Риги продолжается рассмотрение иска неплатежеспособного производителя косметики Dzintars против бывшего владельца и руководителя предприятия Ильи Герчикова. На вчерашний день было назначено очередное заседание. Однако будем считаться с тем, что решение суда первой инстанции вряд ли удовлетворит все стороны. Так что процесс наверняка займет еще немало времени.
Прошу признать сделку недействительной!
Итак, неплатежеспособный Dzintars под руководством администратора Яниса Озолиньша пошел против экс-шефа предприятия, Ильи Герчикова: компания просит признать не имеющей юридической силы сделку, в результате которой тот получил товарные знаки, и требует их вернуть. Рассмотрение этого дела началось 26 мая.
Ранее суд применил обеспечение в пользу Dzintars: запрет на перерегистрацию товарных знаков. Герчиков просил это обеспечение отменить, но суд отклонил ходатайство.
Янис Озолиньш в свою очередь изложил такую точку зрения на ситуацию: Герчиков присвоил товарные знаки Dzintars еще до того, как завод стал неплатежеспособным. По мнению администратора, произошло это совершенно необоснованно.
Ещё в 2019 году Герчиков учредил фирму Dzintars Beauty и стал единственным ее владельцем и членом правления. И когда в обществе началось обсуждение проблем компании, тогдашняя член правления Dzintars Дагния Майке сообщила, что бренд, товарные знаки и все патенты компании уже сменили владельца - перешли к Илье Герчикову.
Кредиторы не захотели ждать
Как мы уже сообщали, Dzintars находился в режиме правовой защиты еще с осени 2016 года. И вот, 21 октября 2019 года, было получено заявление администратора неплатежеспособности Марека Дикиса об объявлении предприятия неплатежеспособным.
Как пояснил Дикис, подготовленные представителями Dzintars поправки к плану о процессе правовой защиты не были согласованы с кредиторами, поэтому он и внес в суд заявку о неплатежеспособности.
Член правления Dzintars Дагния Майке в свою очередь сообщила: кредиторы компании не согласились подождать до конца года, когда было запланировано продать производственные корпуса предприятия и за счет этого рассчитаться с кредиторами.
"Завод не нуждается в старых производственных корпусах советской эпохи, поэтому план предусматривал их продажу. Один из потенциальных покупателей планировал прибыть только в ноябре, а процесс продажи занял бы около трех месяцев, но кредиторы не захотели ждать", - пояснила Майке журналистам.
Она также добавила, что производство компании Dzintars может осуществляться и в гораздо меньших помещениях, или можно построить новый более компактный завод.
Майке также оптимистично отметила тогда: процесс неплатежеспособности может завершиться санацией. "В любом случае Dzintars никуда не исчезает, потому что бренд, торговые марки и все патенты в качестве нематериальной собственности принадлежат [истинному выгодоприобретателю компании] Илье Герчикову", - подчеркнула Майке.
Но к возрождению предприятия в новом формате, как видим, есть вопросы и претензии.
О долгах и кредиторах
За несколько лет до этого, когда публично стало известно о проблемах Dzintars, в соцсетях комментаторы стали призывать спасти национальное достояние, что называется, всем миром. "Сходи в магазин и купи хотя бы помаду!" - призывали блоггеры, и многие действительно отправились в магазины этого бренда. Там люди с удивлением узнавали, что ассортимент изменился, есть новые интересные продукты.
Тем временем, чтобы защитится от кредиторов, 17 октября 2016 года предприятие подало в суд Земгальского предместья Риги заявление о начале процесса правовой защиты, и 18 января 2017 года суд утвердил план этого процесса.
Через некоторое время защиту продлили: после соответствующей просьбы предприятия, с 4 апреля 2018 года решением суда срок выполнения данного плана был продлен еще на два года. Таким образом, новый срок для плана мероприятий процесса правовой защиты был установлен на 4 апреля 2021 года.
Однако решить проблемы все это не помогло. Весной 2019 года rus.db.lv писала, что предприятию не хватает оборотных средств, и возникает дефицит товаров.
«У нас спрос выше, чем предложение, потому что нам не хватает оборотных средств. Не секрет, что мы все еще находимся в процессе правовой защиты, - поясняла тогда руководитель Dzintars по маркетингу и общественным отношениям Элина Лукьяновича.
«Мы показали себя и на местном, и на экспортном рынке. Однако в косметической отрасли были два кризиса подряд - в 2008 и 2011 годах. Мы большое предприятие, и для нас этот период был сложнее, чем для малого. Кроме кризиса, у предприятия была еще проблема - рост безнадежных долгов. Чтобы сохранить предприятие, нам нужны были оборотные средства, которых не было, запасы были истрачены, банки не давали кредитов», - комментировала ситуацию Майке.
По ее словам, крупные предприятия банкам не нужны, потому что они работают только с надежным кредитным портфелем. Налоговый долг Dzintars в марте составлял 5,8 млн евро. С налоговым долгом предприятие не могло претендовать на финансирование ЕС. «Это заколдованный круг, который нельзя разорвать. Есть два сценария - неплатежеспособность и приход инвестора, который поможет нам», - поясняла Майке.
Впрочем, тогда Dzintars не планировал сдаваться. Для компании искали инвестора. Однако 12 ноября 2019 Dzintars официально стал неплатежеспособным.
На данный момент кредиторы – всего их более сотни – требуют от завода почти 17 млн евро. Требований обеспеченных кредиторов на 4,025 млн. евро, а необеспеченных - на 12,936 млн. евро.
Николай КУДРЯВЦЕВ.