"Сам строил, сам контролировал, сам обрушил"
Как мы помним, уважаемые читатели, приговор по делу Золитуде в феврале нынешнего года вызвал большой скандал.
Суд постановил, что во всем виноват единственный подсудимый — стройинженер Иварс Сергетс, который должен отсидеть 6 лет и выплатить потерпевшим около 5 миллионов евро. (Подробнее об этом — см. в главе "В чем виновен инженер".) Остальные фигуранты дела были оправданы.
Из чего следовало: в Латвии нет ответственного надзора, контроля, "защиты от дурака" и прочих инстанций, ОТВЕЧАЮЩИХ за строительство. Ошибка всего лишь одного специалиста может привести к гибели десятков человек.
Разумеется, есть целый список людей, которые получают немалые деньги за что–то похожее на контроль — какие–то формулировки об этом в их трудовых договорах есть. Но виновных (ответственных) за трагедию, кроме инженера, не нашлось.
Близкие погибших встретили это решение с возмущением и горечью.
Потерпевшие могут подать в суд на Латвию
Если приговор по делу о Золитудской трагедии не изменится после рассмотрения в судах всех инстанций — виновным по–прежнему останется один человек, то пострадавшие намерены обратиться в суд против государства, сообщили представители общества "Золитуде 21/11".
Ясно же, что признанный виновным инженер–строитель Иварс Сергетс никогда не сможет выплатить компенсацию в размере 5,5 млн евро.
В обществе также указали, что, исходя из решения суда, люди не виноваты — государство создало регулирование, на основании которого в строительстве могли менять утвержденные проекты без согласования и ни у кого не было обязанности это контролировать.
В чём виновен инженер
21 ноября 2013–го в магазине Maxima рухнула крыша. Погибли 54 человека. Еще 46 получили ранения. После расследования на скамье подсудимых оказалось девять человек и еще пять юридических лиц.
И вот в нынешнем феврале восемь человек и еще пять юридических лиц были освобождены от какой–либо ответственности. По делу Золитудской трагедии их полностью оправдали. А виновным, как уже сказано, признали только одного единственного строительного инженера Ивара Сергетса.
Приговор стал одним из самых длинных в истории. Полный текст его занимает 1232 страницы. Согласно обвинению, именно Сергетс допустил роковую ошибку в расчетах. Сначала планировалось, что металлическая ферма на крыше Maxima будет цельной. Но потом ее поделили на две части — так проще и, очевидно, дешевле привезти с завода.
Разработать соединительный узел и сделать расчеты должен был Иварс Сергетс. Должен. Но не сделал. Следствие выяснит, роковой узел, из–за которого и рухнула крыша, никто не разрабатывал, не рассчитывал, не проверял. Позже Сергетс еще пять раз вносил изменения, как соединительный узел должен выглядеть. Но ни разу не пересчитывал, какую нагрузку он сможет выдержать. И узел не выдержал. Перегрузка была в 6 с половиной раз больше допустимой.
За две недели до обрушения у Сергетса была возможность предотвратить трагедию. Перед началом строительства детской площадки на крыше магазина Сергетс обещал проверить свои расчеты, он еще мог заметить роковую ошибку. Но обещание не выполнил.
Что существенно: Сергетс так и не признал своей вины. Прокуратура просила семь с половиной лет тюрьмы, суд дал шесть.
"Главная и единственная причина несчастья — это неправильные расчеты нижнего узла. Это однозначно признали все эксперты. По другим вопросам их мнения отличались, но в этом они были едины. Что на 120% — это неправильные расчеты нижнего узла", — заявил судья Пардаугавского суда Риги Эрленс Эрнстсонс.
Однако во время расследования правоохранительные органы пришли к другому выводу: трагедия в Золитуде не ошибка одного человека. Это череда ошибок целой системы. На каждом этапе строительства роковую ошибку Сергетса можно было заметить и предотвратить.
Но суд, как уже сказано, вынес другое решение.
Н. КУДРЯВЦЕВ.