Примечательно, что сам Айварс Робертович к такому повороту событий был готов, поэтому взял с собой теплую куртку и внушительных размеров чемодан с самыми необходимыми вещами.
«Конец целой эпохи!» - произнес кто-то из моих коллег и, кажется, попал в точку. С Айваром Лембергсом действительно была связана целая эпоха в латвийской политике. Эпоха длиною в три десятилетия.
Тридцать лет в родном городе
Айварс Лембергс начал активную политическую деятельность еще на заре перестройки. Шутка ли сказать: вентспилсский горсовет он возглавил еще в 1988 году и с тех пор неизменно руководил этим портовым городом! Удивительно, но факт: Айварс Лембергс на протяжении минимум 25 лет, особенно в 90-е годы и в начале 2000-х, был одним из самых влиятельных, если не самым влиятельным политиком Латвии. И при этом он НИКОГДА не занимал высоких руководящих постов на уровне государства - не был ни премьером (хотя «зеленые крестьяне» регулярно называли его своим кандидатом на пост главы правительства), ни министром, ни даже рядовым депутатом Сейма! Первый и единственный раз он избирался в латвийский парламент еще в тот период, когда парламент назывался Верховным советом. Лембергс, кстати, был в числе тех, кто в 1990-м году голосовал за декларацию о независимости и теоретически мог бы претендовать в будущем на амнистию.
Влиятельный и могущественный
Так или иначе, но даже оставаясь «скромным» мэром портового города, Лембергс участвовал в принятии всех ключевых политических решений в жизни страны. Точнее, невозможно было себе представить ситуации, что то или иное ключевое политико-экономическое решение принималось бы без участия, без учета мнения вентспилского градоначальника. Даже в те короткие периоды, когда созданное, в том числе и им, объединение - Союз зеленых и крестьян - находилось вне правительства и Сейма, влияние Лембергса практически не уменьшалось. Лембергс участвовал за столом переговоров при формировании почти всех правительств вплоть до нынешних выборов в Сейм.
Впервые правоохранительные органы «вцепились» в Лембергса уже в далеком 2008 году. Фактически с этого момента у вентспилсского мэра и начались серьезные конфликты с Фемидой. При этом в последующие годы влияние Лембергса если и уменьшилось, то незначительно. Даже «разгон» Сейма тогдашним президентом Затлерсом в 2011 году не особо ослабил политическую мощь Лембергса. Несмотря на начатую главой государства «войну с олигархами», Лембергс сохранял и политическое влияние на парламент и правительство, и пост мэра любимого города.
Крепкий хозяйственник
Кстати, о любимом городе. Можно в чем угодно подозревать и обвинять Лембергса, но факт остается фактом - он действительно был и остается, как принято говорить, крепким хозяйственником. Мало кто может сравниться с ним по знанию муниципального управления, по умению руководить городом и создавать условия для развития экономики, бизнеса в городе.
Даже в разгар «опалы», когда Лембергсу де-юре было запрещено занимать пост мэра и он работал «рядовым» депутатом Вентспилсской думы, уровень его популярности и авторитета в портовом городе оставался рекордно высоким.
Неизбежный передел
Казалось бы, Лембергс, привыкший уже жить под следствием и ходить в суд, как на работу, совершенно непотопляем. Ничто и никто не может сдвинуть эту глыбу с того политического постамента, на котором он уверенно стоит. Но… время неумолимо, и пока Лембергс «боролся с Фемидой», уже выросло новое поколение политиков. Точнее, даже два поколения. Речь идет о поколении 40 плюс и 25 плюс. Эти люди или родились под занавес советской власти и не имеют «советских скелетов в шкафу», или вообще уже родились и выросли в условиях независимой Латвии.
Понятно, что новое поколение, будучи «голодным, но упорным», не хотело мириться с ситуацией, когда контроль над политическими, и главное - над экономическими, процессами в стране все еще осуществляют «старики», или, как любят говорить в кулуарах молодые политики, представители «коммунистической номенклатуры». Первая попытка передела власти и собственности была предпринята еще в начале 2000-х ? после прихода в политику Эйнара Репше и Ко. Эта первая революция передела и привела в итоге к уголовному преследованию Айвара Робертовича.
Второй передел начался уже в последние 5 лет. И если после первого удара Лембергс удержался на ногах, то второй удар - после выборов в нынешний, 13-й Сейм, - серьезно подкосил вентспилсского мэра. Его влияние стало стремительно уменьшаться. В том числе и после того, как «зеленые крестьяне», получив на выборах всего 13 мандатов, оказались в глухой оппозиции.
Последний удар - из Америки
Сокрушительный же удар по остаткам влияния вентспилсского мэра был нанесен… Соединенными Штатами, которые, напомним, включили его в свой «черный список». В современном мире попасть под американские санкции на Западе - это стать по меньшей мере политическим изгоем. После этого всем, включая, кажется, и самого Лембергса, стало понятно, что он на политической сцене фигура уходящая.
Конечно, Лембергс не прекратит борьбу за свои права - он не тот человек, который сдается и опускает руки раньше времени. Но выйти победителем из этой «мясорубки» ему будет уже практически невозможно.
Остается открытым вопрос о том, что будет сейчас делать Союз зеленых и крестьян. Попытается отмежеваться от одного из своих лидеров? В этом случае велик риск, что от этой политической силы отвернутся те избиратели, а их очень много, которые считают Лембергса жертвой политической расправы. Продолжат поддерживать Лембергса как ни в чем не бывало? Это тоже чревато тем, что данная политическая сила еще долго будет сидеть в оппозиции.
Предвыборная кампания из тюрьмы?
Скорее всего, «зеленые крестьяне» выдержат паузу и, по крайней мере, до муниципальных выборов не станут «отказываться» от Лембергса. Впрочем, ясно одно: «зеленым крестьянам» в любом случае нужно будет искать нового харизматичного лидера. Между тем сам Лембергс, поскольку приговор не вступил еще в законную силу и наверняка будет обжалован, имеет право баллотироваться на выборах 5 июня.
Да, находясь в тюрьме, ему будет сложно вести предвыборную кампанию, но за него жители родного города и так могут проголосовать - без всякой рекламы и агитации. В новейшей истории уже был прецедент, когда в Сейм избрали находящегося в тот период в тюрьме Альфреда Рубикса. Это случилось в 1993 году.
Но факт остается фактом: эпоха политического влияния, зачастую безграничного, Айвара Лембергса уходит в историю.
Абик ЭЛКИН.