Приведем две истории с пропавшими — обе широко обсуждались тогда и до сих пор вызывают вопросы.
"Надо было вовремя арестовывать!"
Первый всплеск пропаж произошел в ходе краха Banka Baltija. Тогда исчезла Валентина Голушко, бывший директор банка, которая находится в розыске с 1998 года. Вместе с ней пропали оригиналы кредитных договоров, которые перешли по скандальному договору цессии с московским банком ИнтерТЭК.
В ходе "дела Banka Baltija" пропала также Марина Подлевских, возглавлявшая отдел кредитного надзора банка.
Чему удивляться? Противостояние между противниками и сторонниками основателя банка Александра Лавента было тогда крайне острым. Продолжилось оно и потом в судах. Поэтому таинственные исчезновения ключевых свидетелей особого удивления в то время не вызвали.
В то время по поводу ареста Александра Лавента у МВД (в лице министра Яниса Адамсонса) и Генпрокуратуры (в лице генпрокурора Яниса Скрастиньша) были большие разногласия. Генпрокуратура считала, что в срочном порядке необходимо арестовать А. Лавента. МВД же полагало, что в первую очередь арест следовало применить к сотрудникам Banka Baltija Валентине Голушко и Марине Подлевских.
Однако Генпрокуратура настояла на своем и не спешила выдавать санкции на арест обеих дам. А когда санкции все же были подписаны, то они месяц пролежали под сукном, прежде чем попасть в полицию. В. Голушко и М. Подлевских к тому времени уже исчезли, унеся с собой ряд тайн кредитного портфеля Banka Baltija.
"Я же говорил, надо было вовремя арестовывать!" — заявил нам тогда экс–министр внутренних дел Янис Адамсонс.
Исчезновение банкира Морейна
Предприниматель, член совета Latvijas Tirdzniec?bas banka Исаак Морейн исчез 3 августа 1998 года.
Первое время полиция придерживалась версии, что это похищение. Ибо бизнесмен был в сложных "долговых отношениях" с рядом серьезных по тем временам людей и их структур. И, в частности, с экс–президентом банка Olimpija Львом Кремером из–за раздела АО Baltijas Starts (о структурах этого финансового холдинга см. в справке).
В итоге по подозрению в похищении были арестованы четверо: Дмитрий Агеев, Андрей Верховский, Валентин Гогель и — как организатор — экс–президент банка Olimpija Лев Кремер.
Однако уже после первых допросов полицейские пришли к выводу: с версией о похищении не все гладко. Через некоторое время подозреваемых выпустили — подозрения были сняты.
Предполагаемый похититель В. Гогель рассказал следствию такую историю. Да, он действительно несколько раз звонил партнеру Морейна и договаривался о выкупе. Однако сделал это по просьбе самого Морейна. Они были знакомы, и за 3 тысячи долларов Гогель согласился оказать ему эту услугу.
В день похищения — 3 августа — Гогель лично отвез Морейна в Кемери. Они поставили машину — белый джип — на стоянку. Потом Морейн заплатил ему 3 тысячи. И они разошлись. Все. С тех пор бизнесмена никто не видел.
Полиция проверяла и версию убийства: так ли уж мирно Гогель с Морейном разошлись? Однако никаких подтверждений летального исхода обнаружено не было.
Скандальный передел акций
Учтем, к этому времени проблемы были и у самого Latvijas tirdzniec?bas banka. Одной из необходимых спасительных мер стала продажа акций банка. В итоге состоялось акционерное собрание акционера банка — Baltijas Starts, на котором было принято решение самоликвидироваться. Несколько совладельцев попросту продали свои акции правлению за символический 1 лат — в том числе и И. Морейн.
Однако у Льва Кремера были большие претензии: ликвидация прошла без его участия. Экс–президент банка Olimpija считал, что его обманули на 2,5 миллиона долларов.
Адвокат Айнар Платацис, который представлял его интересы, сообщил тогда нашей газете:
— Имеются два ключевых документа в этом деле. Протокол "ликвидационного собрания" акционеров Baltijas Starts — в нем указан собственный капитал в 500 000 латов. И справка из Регистра предприятий от 05.11.96 г. — по этому документу собственный капитал составлял всего 5100 латов.
Что из этого следует? Реального увеличения капитала не происходило. Все это только росчерк пера, который позволил "кинуть" моего клиента. Показательно, что когда решался этот вопрос, Льва Кремера на собрание не пригласили. (Его подписи нет под протоколом этого собрания.) В результате наш клиент по сути лишился своей доли в Latvijas tirdzniecības banka, страховых обществах и т. д. Общий ущерб — 2,5 миллиона долларов.
Резюме Айнара Платациса по поводу этой истории в 1998 году:
— В этой ситуации было выгодно засадить Кремера, что и было сделано.
Историю с Морейном адвокат не захотел комментировать. Однако выразил сомнение в его похищении:
— В такой ситуации бизнесмены нередко отправляются отдохнуть на солнышке — на какие–нибудь острова в Тихом океане.
Чем всё закончилось
Тяжба о ликвидации Baltijas Starts была решена в пользу Кремера — в августе 1999 года. Но вскоре — 30 апреля 2000 года — Лев Кремер был застрелен в Юрмале, как раз накануне пересмотра "дела Baltijas Starts". За два дня до суда, в воскресенье, 30 апреля 2000 года, в 14.15 бизнесмен ехал по юрмальской улице Ригас. За полтораста метров до дзинтарского виадука джип–"мерседес" Кремера остановился либо притормозил (вероятно, в этом месте у Кремера была назначена встреча).
Тут из прилегающего к дороге леса выбежал неизвестный, явно поджидавший бизнесмена. Приблизившись к машине, он четыре раза выстрелил сквозь лобовое стекло "мерседеса" — по мнению полиции, из 9–мм пистолета. Выпустив в Кремера три пули, убийца сделал контрольный выстрел в голову. После чего бросился обратно в лес.
Это убийство осталось нераскрытым по сей день.
Судьба адвоката
Адвокат Платацис пропал уже в другую эпоху — в конце мая 2010 года (прошло 11 лет уже). К тому времени у этого известного защитника были другие серьезные скандальные дела, так что оно вряд ли связано с описанной банковской историей из 90–х. Но — защитник пропал бесследно. В нашем 2021 году по–прежнему неизвестно почему.
Исаака Морейна так и не нашли. Правда, ходили слухи, что человек с такой фамилией дважды пересекал границу США. Уже после похищения — этот факт был якобы зафиксирован компьютерами иммиграционной службы. Со ссылкой на неофициальные источники об этом писали тогда латвийские СМИ.
Но никаких официальных тому подтверждений не было.
Для справки
АО Baltijas Starts (BS) было образовано в 1992 году. К началу ликвидации владело 32,6 процента Latvijas tirdzniecības banka. Судя по данным Регистра предприятий, имело доли в следующих предприятиях: страховое АО Alterna, страховое АО Alterna–Viva, Latvijas investicijas fonds.
Марина МИХАЙЛОВА.