Так что системная коррупция на таможне — это отнюдь не устарелый миф из лихих 90–х. Коллективная система взяточничества была настолько серьезной, что некоторые из обвиняемых даже признали: после задержания они почувствовали облегчение, что это уже закончилось.
Но есть и те, кто не видит свою вину и после ухода из таможни продолжает работу в госсекторе, например, в стройуправах самоуправлений, сообщает De facto (LTV).
"Шляпа" и "шкаф"
Как мы уже сообщали, массовое задержание сотрудников латвийской таможни в пограничном пункте Терехово произошло в начале апреля 2021 года. До этого получение взяток оперативники снимали на скрытую камеру.
В итоге по подозрению в коррупции в апреле были задержаны сразу 29 человек. Потом была серия обысков, и летом было задержано еще два человека, то есть всего 31 сотрудник таможни.
"Шляпа" и "шкаф" — это прозвища разных уголовных процессов над двумя сменами таможенников в Терехово. Почему именно такие названия? Смены отличались по виду складирования поборов с водителей.
Смена "шляпа" полученные взятки складывала в шляпу, которая была спрятана в свободном шкафчике в мужской раздевалке. А тайник "шкаф" был обустроен в углу самой раздевалки — к задней стенке какого–то шкафчика прикрепили мешочек для сбора денег.
Оперативники несколько месяцев (всю прошлую зиму и начало весны) фиксировали, как таможенники, в том числе и женщины, использовали эти тайники. Кроме того, в раздевалке были обнаружены и тайники поменьше.
Оба процесса, начатые в апреле, были отосланы в прокуратуру. В октябре 21 сотрудник таможни получил обвинения, но вскоре после этого одна из обвиненных таможенниц умерла, в связи с чем в суд сейчас направлены дела о 20 таможенниках.
Прокурор "шляпы": не осознали
Поскольку были задержаны работники двух смен, вызовом было организовать работу так, чтобы одна смена не узнала о задержании другой — это планировалось дольше всего и увенчалось успехом, заявил прокурор Каспарс Андрушкинс, который ведет обвинение в деле "шляпы".
Из восьми работников этой смены только один — сравнительно молодой надзиратель таможни — согласился заключить договор со следствием.
Андрушкинс был на допросах и других процессуальных действиях и строго комментирует поступки таможенников. "Самое лично для меня непонятное, и, наверное, самое грустное, это то, что в разговоре с этими людьми создается впечатление, что они до сих пор не понимают и не воспринимают, что совершили тяжкое преступление. Они это не считают чем–то особенно противозаконным", — сказал прокурор.
Прокурор "шкафа": водители молчат
Похоже дела обстоят и в случае со "шкафом", где обвинение возглавляет прокурор Джена Андерсоне. Там сотрудничать со следствием договорились четверо из двенадцати осужденных.
Судьба восьми нераскаявшихся фигурантов дела после ухода из таможни сложились по–разному. Кто–то работает продавцом на автозаправочной станции, а кто–то опять работает в госсекторе.
Например, бывший надзиратель таможни Юрис О. снова госчиновник — инспектор в стройуправе Резекненского края. И этот процесс комментировать не пожелал. Жанис Р. работает помощником инспектора в стройуправе Лудзенского края и тоже не комментирует процесс…
"Как рассказал мне один из осужденных, он чувствует некоторое облегчение, потому что понимал, что что–то такое произойдет. У него была дилемма: прекратить — или брать взятки. Выбор между преступлением и моббингом, который могли бы начать его коллеги. Из этой системы выйти нельзя, только если уволиться", — рассказывает Андерсоне.
Однако возникает вопрос: если коррупция в Терехово была системной, почему не пойманы и те, кто взятки давал?
"Надо понимать, что это и внешняя граница ЕС, большой транспортный поток. Водители, которые дают взятки, не хотят об этом сообщать, у них свои рабочие обязанности, им надо часто ездить через эту границу, они не хотят в следующий раз встретиться с плохим отношением", — объясняют в прокуратуре.
"А что, кто–то не знал?"
Читатели на порталах bb.lv и kriminal.lv активно откликнулись на сообщения о таможенных взятках в Терехово. Но кроме негодующих комментариев есть и такие: а что, кто–то не знает об этом? Все на виду. Латвия — страна маленькая, кто как живет — известно.
Один из наших читателей пишет: "Я знавал человека оттуда. За год построил дом поближе к Риге, 15 тысяч подарил маме наликом, а сам уволился и вложился в бизнес. Средняя школа за плечами — и полное обеспечение жизни себе и детям! А тут сумасшедшие корпят над дипломом, языки учат... А еще два товарища до сих пор "в системе" и с о–о–очень хорошим имуществом и материальным обеспечением своих семей…"
Николай Кудрявцев