Иск внесла одна из землевладьцев, которая оспаривает 4–процентный "потолок", ограничивающий аппетиты латвийских "земельных баронов" при принудительной аренде, которая теперь называется "правом законного пользования земельным участком".
Что из этого следует: жильцы многоэтажек, которые стоят на хозяйской земле, по–прежнему не имеют ясности, во сколько же им может обойтись аренда у "земельных баронов" в обозримом будущем.
И это касается очень многих: в раздельной собственности в Латвии находится 206 600 сооружений, которые расположены на 68 900 принадлежащих другим лицам земельных участках. Из них 3677 — многоквартирные жилые дома, в которых находятся 110 970 квартир.
Истица хочет больше
Как сообщает КС, дело было возбуждено по заявлению Иветы Шенхофы. Ей принадлежит недвижимая собственность — земельный участок. На этом земельном участке находится принадлежащее другому лицу строение, в котором осуществляется коммерческая деятельность.
Заявительница считает, что часть вторая 38–й статьи оспоренного закона, по которой предусматривается размер платы за пользование землей в 4% от кадастровой стоимости земли в год, ущемляет ее права, предусмотренные в первом и третьем предложение 105–й статьи Сатверсме.
То есть эта норма ограничивает право заявителя распоряжаться своей собственностью, а также получать с нее имущественные блага.
Когда "потолки" могут снова отменить
Отметим от себя: КС уже дважды принимал решения в пользу землевладельцев. В частности, в 2018 году КС отменил 3–процентные "потолки" платы с арендаторов, принятый сеймом в 2017 году. (Подробнее об этом — см. в главе "На помощь арендаторам не спешили".)
Что же сейчас? Теперь будут разбираться с законностью 4% "потолков".
Срок подготовки нынешнего дела КС назначил до 28 ноября 2022 года. О виде и дате процесса рассмотрения дела суд примет решение после этого.
Что еще указывает КС при возбуждении дела о "потолках":
"4–я коллегия Конституционного суда 28 июня 2022 года начала дело о соответствии 105–й статье Сатверсме 38–й статьи закона "О времени вступления в силу и порядке применения восстановленного Гражданского закона Латвийской Республики 1937 года".
Часть вторая статьи 38 этого закона предусматривает: собственник строения на основании закона обязан платить собственнику земли плату за право землепользования. Размер платы за законное использование составляет 4 процента от кадастровой стоимости находящейся в пользовании земли в год, но не менее 50 евро в год. Собственник строения и собственник земли могут в письменной форме договориться о другом размере платы за пользование земли. Такое соглашение не связывает покупателя недвижимой собственности при смене владельца строения или земли.
Первое и третье предложения статьи 105 Конституции, в свою очередь, гласят: "Каждый имеет право на собственность", "право собственности может быть ограничено только согласно закону".
На помощь арендаторам не спешили
Конституционный суд в 2018 году признал не соответствующим Конституции регулирование, определяющее "потолки" аренды — что арендная плата в случаях, когда собственник приватизированной квартиры (или мастерской художника) не может договориться с собственником земли о арендной плате за земельный участок, был установлен потолок в 3 процента.
Судьи КС указали, что отменяемое законодательство сырое и дали депутатам время — год, чтобы доработать проект.
Однако в сейме с этим спешить не стали. И только осенью 2021 года сумели принять закон о "потолках" — но уже в 4 процента.
Новый законопроект вступил в силу с 1 января 2022 года.
Плата за законное пользование с этого момента составила 4% в год от кадастровой стоимости земли, но не менее 50 евро в год.
(Напомним, речь идет о поправках к закону "О сроках и порядке вступления в силу вводной части, частей о наследственном праве и вещном праве восстановленного Гражданского закона Латвийской Республики 1937 года")
Впрочем, плата может составить и больше/меньше 4 процентов, если случай попадает под критерии, определенные государством и самоуправлением.
Что еще важно: был введен 3–летний срок давности на иски по взысканию арендной платы, были упорядочены и другие правовые моменты в сфере раздельной собственности.
Отметим от себя: 4% — это, конечно, хуже, чем те 3%, за которые сейм ранее уже голосовал, ограничивая аппетиты землевладельцев. Но лучше, чем 6%.
Но, как видим, это еще не конец истории.