А вскрылось все так: США подарили латвийской армии товары, среди которых были и приборы ночного видения. Примерно через год американцы заинтересовались: а как они используются? И тут выяснилось, что их нет на складе.
Как мы уже сообщали, в середине ноября прокуратура передала в суд объемное дело о присвоении различных товаров со складов армии на протяжении почти десяти лет. Согласно предоставленной прокуратурой информации, трое военнослужащих Национальных вооруженных сил (НВС) и один квалифицированный специалист обвиняются в том, что использовали свое служебное положение в корыстных целях и по предварительному сговору присвоили боеприпасы для огнестрельного оружия.
Также один человек обвиняется в легализации преступно нажитых средств в размере более 183 000 евро.
Как вскрылась пропажа
Ранней весной 2017 года США подарили латвийской армии товары, среди которых были и приборы ночного видения. Примерно через год американские партнеры заинтересовались этими приборами и их использованием, и именно тогда выяснилось, что их на складе нет. Союзники прибыли на очередную проверку, когда обнаружили, что приборы пропали.
Более того, как выяснилось позже, устройства ночного видения на неполные 160 тысяч долларов в течение года так и не были поставлены на учет и не были переданы на ответственное хранение, сообщает передача de Facto (LTV).
Военная полиция вместе с прокуратурой начала расследование и обнаружила довольно печальную картину — на протяжении почти десяти лет из армии пропадали не только эти устройства, но и боеприпасы к огнестрельному оружию, штыки, магазины, патроны — в целом более чем на 339 тысяч евро (339 663 евро).
Согласно переданному в суд делу, четырех уже бывших военнослужащих обвиняют в присвоении боеприпасов и злоупотреблении служебными полномочиями в корыстных целях. Передача выяснила, что среди обвиняемых — Денис А., много лет отслуживший в военной полиции, который ранее, еще до этих событий, руководил одним из складов вооружения, а в последние годы работал в Объединенном штабе.
Еще один из обвиняемых — специалист склада вооружения, Константин Ф., который служил в командовании обеспечения с 2012 года. Он работал на предприятии, которое занималось реконструкцией военной истории.
Похищенное продавали как "игрушки"
Обвиняемым солдатам платили за "доставку" товара с военных складов, поэтому должностные лица призываются к ответственности за имущественное преступление.
Только один из четверки военнослужащих контактировал с продавцом оружия и боеприпасов, частным лицом Андреем С.
Его обвиняют в организации преступления, приобретении боеприпасов к огнестрельному оружию и незаконной их транспортировке через границу Латвии. Торговал он в основном со странами Евросоюза, однако не только. Конкретные страны, впрочем, не называются.
Товары продавали, меняя их название — для покупателей это были предметы с названием "игрушка". Сделки могли происходить и удаленно, принимая во внимание, что покупатели находились и за пределами Латвии.
Во время обыска у С. нашли часть похищенного у армии. Однако все подаренные США устройства ночного видения возвращены не были. Его с супругой обвиняют и в легализации преступно нажитых средств, возможная сумма — почти 200 тысяч евро (183 000 евро). В этом году согласно решению суда у него было конфисковано движимое и недвижимое имущество.
В данный момент ни один из обвиняемых за решеткой не находится.
Обвиняемого С. три года спустя снова задержали за нелегальное изготовление, приобретение и хранение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов. У него нашли более восьми тысяч произведенных на заводе по стандартам НАТО патронов. Нашли и глушитель устройств, который используют, чтобы избежать, например, прослушки. За это преступление он уже осужден — на четыре месяца лишения свободы.
Однако — как это все могло продолжаться на протяжении столь многих лет?
Хаос в документах
Командир НВС генерал–лейтенант Леонид Калниньш признает: "Такие действия были возможны только потому, что эти четверо преступников предусмотрели, что инвентаризационная комиссия по ее старой системе учета их действия не раскроет".
В том, что товары с военных складов бесследно исчезали на протяжении многих лет, он винит и медленный оборот документов как со стороны Латвии, так и со стороны партнеров по сотрудничеству. Однако ситуация уже изменилась.