А когда ее выдали из Египта и все же отправили под суд, процесс многократно откладывался из–за болезни обвиняемой. В итоге это резонансное дело уже отпраздновало 10–летний юбилей.
Прокуратура предъявила Стабине обвинение по четырем статьям Уголовного закона — о взяточничестве, подделке документов, служебном подлоге и указании недостоверных сведений в декларации государственного должностного лица.
Прокурор требует ее приговорить к четырем годам и шести месяцам лишения свободы, а также на четыре года лишить ее права занимать должности в муниципальных учреждениях и госуправлении, оштрафовать на 15 500 евро и взыскать со Стабини преступно нажитые средства — более 6 тысяч евро.
Приговор будет вынесен через неделю, 9 октября.
Что обнаружило следствие
Как сообщили ранее представители БПБК, Стабиня при помощи посредников в течение длительного времени принимала взятки за рассмотрение заявлений и принятие решений по предоставлению бессрочной аренды муниципального жилья. Выявлено по крайней мере пять таких эпизодов на общую сумму 6018 евро.
Но никто в начале следствия не ожидал, что чиновница предпенсионного возраста ударится в бега. Как оказалось, напрасно. Стабиня была освобождена под подписку о невыезде, но в июне 2013 года исчезла и с тех пор находилась в международном розыске. Стабиня была задержана в Египте 5 ноября 2018 года и доставлена в Латвию.
После этого прокурор отдела расследования особо важных дел Генпрокуратуры Арвис Мигланс предъявил ей обвинение.
Как переписывались квартиры
Одно из "квартирных дел", уже рассмотренных судом, дает представление о том, как действовали чиновники. Это процесс маклера по недвижимости Татьяны С., которая признала вину и заключила сделку с прокурором, получив при этом штраф в размере 7040 евро.
С. была соучастницей в одном из эпизодов, когда Стабиня, возможно, помогла на выгодных условиях арендовать квартиру, находящуюся в собственности самоуправления. Квартира перешла тогда к врачу больницы Страдыня Ояру Р.
Как следует из решения прокурора, Стабиня обещала решить вопрос за денежное вознаграждение, а сама попросила знакомого маклера С. оформить для Рижской думы необходимые документы.
Обе женщины встречались в кабинете Стабини. За подделку документов Стабиня пообещала С. благодарность в размере от 200 до 300 евро. Маклер согласилась, после чего обязала работницу своей фирмы составить договор аренды задним числом с поддельной подписью владельца дома.
Доктор Р. в итоге задекларировался по конкретному адресу и предоставил в Рижскую думу необходимые документы.
После этого было все просто: 12 марта 2012 года комиссия согласилась с тем, что Р. по закону может поменять данную квартиру на реальное жилье. В тот же день Стабиня встречалась в своем кабинете с Р., от которого получила в конверте 9800 евро. Через полчаса она разделила эти деньги, разложив их по трем конвертам, которые она отдала своему зятю Кристапу Ф. с наказом передать 7000 евро внуку предыдущего арендатора муниципальной квартиры, а 500 евро — С. Себе Стабиня оставила 800 евро.
Что интересно: новый владелец квартиры Р. даже не считал, что заплатил взятку.