За участие в погромах 14–летней давности мужчина получил наказание в виде лишения свободы сроком на полгода, сообщила в четверг пресс–секретарь Латвийской прокуратуры Айга Эйдука.
По ее словам, в общей сложности по "делу 13 января" были осуждены 73 человека: 32 из них были приговорены к исправительным работам, трое оштрафованы, 22 получили условные сроки, еще десять человек были приговорены к реальному тюремному заключению. Пятерых оправдали.
Как наказывать? По всей строгости!
Дискуссия о том, кем считать участников беспорядков, продолжалась в СМИ и соцсетях довольно долго. Были ли они пьяными погромщиками, которых надо наказать по всей строгости закона? Или "нашей протестной молодежью", которую надо пожурить, понять и простить? А может, это борцы с "прогнившей" системой, которых надо наградить?
В Латвии, как известно, восторжествовало первое объяснение. Революционеры превратились в погромщиков и были наказаны "по всей строгости". Чтоб другим неповадно было.
29 января 2009 года до административного суда дошло дело первого погромщика, которому инкриминировалось сопротивление полиции и бросок булыжником в полицейского. Однако судья Целмс отправил материалы в Криминальную полицию, чтобы проверить, не совершил ли молодой человек уголовного преступления.
Так же поступили и с другими задержанными: административные дела по статье "сопротивление сотрудникам полиции" в судах закрывались, а материалы отправлялись в полицию — для того чтобы начать уголовные процессы по весьма жесткой 225–й статье УЗ 2–й части: "Активное участие в массовых беспорядках, связанных с погромами, взрывами и т. п."
Отметим также от себя: в последующие годы прокуроры достаточно жестко отстаивали позицию обвинения — пытались бороться за тюремные сроки и упрямо обжаловали вердикты с принудительными работами.
Эдгар в море не пошел
Эдгар Горбань был одним из самых известных участников протестов. Тот самый, который потерял глаз от резиновой пули спецназа. В разгар событий Эдгару было всего 16 лет. Из–за травмы и инвалидности ему пришлось расстаться с мечтой ходить в море.
Вместо 88 часов принудработ, как суд решил изначально, он в итоге получил 22 дня тюрьмы.
— Я вообще в 16 лет был панком, это было такое протестное настроение, казалось, что мы что–то меняем. Я видел по телевизору, как в западных странах происходят беспорядки, и была такая уверенность, что там люди могут свои зубы показать, надавить на правительство. Я сейчас, конечно, понимаю, что это немножко наивная точка зрения, — позже поделился он с журналистами.
По пути к зданию парламента Эдгар отбился от компании друзей и остался один. Люди вокруг начали кидать камни — и он последовал их примеру. Вскоре протестующих оттеснили на улицу Трокшню.
— И вот где–то тут стояли полицейские. Я к ним приблизился с совсем короткого расстояния, пытался кинуть куском льда — хлопок! Удар! Я падаю и ползу, и не понимаю, что же происходит, — рассказал он.
После выстрела другие протестующие подхватили Эдгара и отнесли к медикам скорой помощи. Эдгар уверен, что боец спецназа "Альфа" нарушил протокол и выстрелил ему в лицо без предупредительного выстрела.
Однако это не удалось доказать в суде, а проверка Госполиции показала, что действия полиции были обоснованными.
В "ночь булыжников" молодому человеку было 16 лет. С годами он уже иначе все оценивал. В канун 10–летнего юбилея погромов он сообщил журналистам: второй раз кидать кирпичи в Сейм не стал бы. За это время он поработал в строительстве, успел потрудиться за рубежом. В общем, пришлось повзрослеть.
— Можно действовать более эффективно, более прогрессивно. Это такой простой метод — и, как я увидел, он не особо увенчался успехом.
Протесты с погромами: как это было
Тогда, 13 января 2009 года, на Домской площади собралось около 10 тысяч человек. Народ протестовал против экономической ситуации в стране и требовал роспуска Сейма. Затем акция переросла в беспорядки. Их участники выбивали окна в зданиях, переворачивали автомобили, ограбили магазин Latvijas balzams, разгромили музыкальный ресторан Fielings. Сильно пострадало и здание Сейма.
Полиция пыталась сдержать погромщиков, в итоге пришлось применять спецсредства.
Во время беспорядков было задержано 126 человек, медики оказали помощь более 30 человек, а в больницы с различными травмами были помещены 28 пострадавших.
По итогам беспорядков были задержаны 126 человек.
Одного большого суда по этому делу не получилось — процесс разделили на целый ряд мелких.