Собеседником авторки выступил местный скульптор Антонс Ранцанс. «Опросив многих жителей Резекне, мы выяснили, что первый процесс сноса памятника, произошедший в ночь с 5 на 6 ноября 1940 года, был осуществлен по приказу Галактиона Ильина, первого секретаря Резекненского комитета райкома партии, но Ильин поручил охрану бригады вандалов милиционерам, которыми руководил его кореш Лев Хаит - дедушка сегодняшнего «героя» Игоря Хаита», - говорит Антонс Ранцанс.
Он полагает, что все мы слышали лозунг наследников оккупантов «можем повторить», но никогда не верили, что они действительно смогут его реализовать. «К сожалению, событие в Резекне болезненно напоминает нам, что все возможно, потому что генетическую тягу к насилию можно сравнить с сохранением материи», - говорит Ранцанс. «Лев Хаит продолжил так называемые социалистические преобразования и в 1941 году. В Резекне чекисты устроили пыточную в подвале бывшего дома братьев Бекеров на аллее Атбривошанас. Милиционеры под командованием Льва Хаита день и ночь дежурили возле дома. Милицционерам также нужно было доставлять свежих жертв и хоронить замученных во дворе».
«Заслуги деда современного резекненского «героя» Льва Хаита в укреплении оккупационного режима были отмечены многими наградами, а после войны он был назначен управляющим Общестроительным трестом в Резекне. «В советские годы это была гигантская строительная организация, деятельность которой охватывала всю восточную часть Латвии. В 1962 году мне довелось лично встретиться с Львом Абрамовичем Хаитом. Я не раз был в его кабинете, — продолжает Ранцанс. — Часто говорят, что первое впечатление о человеке имеет решающее значение. В тот раз, когда я вошел в кабинет Хаита, я увидел сидящего за столом пузатого лысого мужчину средних лет с пустыми глазами. Этот тип грубо ругался на своих подчиненных. Есть такие людишки, которые не могут сформулировать ни одной мысли без матерных слов, но в данном случае я услышал желание начальника унизить своих подчиненных грубыми словами на русском языке».
«Тогда, в 1989 году, Резекненский национальный фронт не смог пойти по пятам Льва Хаита, потому что он дальновидно перебрался в Ригу»,- отмечает Э. Вейдемане.