Исследование проводилось в четырех группах, в ходе которого были опрошены жители, работодатели, лица, которые в настоящее время находятся в тюрьме, а также бывшие осужденные, отбывшие наказание в тюрьме.
Что думают жители
Раздел исследования, где были опрошены жители Латвии, показывает, что большинство респондентов, или 66%, знают или контактировали с кем-то, кто в настоящее время находится в тюрьме или находился там раньше. По сравнению с данными исследования, проведенного в 2018 году, этот показатель снизился. Примерно у трети респондентов их опыт общения с нынешними или бывшими заключенными близок к знакомству, а примерно у десятой части бывший или нынешний заключенный является членом семьи или другом.
Большинство или 78% населения Латвии считают, что человек, однажды совершивший преступление, способен исправиться, и лишь немногим меньше или 73% населения считают, что, помогая бывшим заключенным интегрироваться в общество, более вероятно. что они не будут совершать новых преступлений. В то же время почти каждый пятый, или 17% опрошенных, считают, что даже человек, совершивший преступление несколько раз, может исправиться.
Большинство опрошенных жителей Латвии считают, что человек, отбывший наказание в тюрьме, может полноценно вернуться в общество. 30% респондентов согласны с тем, что большинство людей, попавших в тюрьму, являются жертвами обстоятельств и заслуживают помощи. Значительно выше доля населения, считающего обратное (51%).
Чуть более трети опрошенных - 36% - были бы против жить по соседству с бывшим заключенным, тогда как 44% опрошенных жителей Латвии в целом не согласны с тем, что у них были бы возражения из-за этого. Опрошенные жители неоднозначно оценивают утверждение о возможности близко дружить с бывшим заключенным, однако 41% респондентов в целом согласны с тем, что они не смогли бы стать близкими друзьями с бывшим заключенным, тогда как такое же количество респондентов считают, что они не согласны с этим утверждением.
Оценивая различные виды помощи и поддержки, которые помогли бы нынешним или бывшим заключенным вернуться в общество, в этом году респонденты выразили наибольшую поддержку практической помощи в трудоустройстве - так заявили 90%. Респонденты также в подавляющем большинстве поддерживают лечение наркозависимости. Меньше всего респондентов поддерживают оказание помощи нынешним или бывшим заключенным в виде материальной и финансовой помощи.
Что думают заключенные
Между тем сами заключенные подчеркивают важность поддержки семьи после выхода из тюрьмы. Большинство, или 87% заключенных, признают, что поддержка семьи является важнейшим фактором возможности вернуться в общество.
Результаты исследования показывают, что заключенные в большей степени мотивированы на получение образования или квалификации во время пребывания в тюрьме, а также готовы выйти на рынок труда после освобождения. Большинство респондентов считают полезной возможность получить образование в тюрьме. 81% респондентов получали базовое, профессиональное или общее среднее образование в тюрьме на момент проведения опроса или ранее.
Более половины респондентов предпочли бы получить образование в тюрьме, чтобы освоить новый навык или профессию. Треть опрошенных хотели провести свободное время со смыслом, а 26% делали или делают это для получения диплома, который можно будет предъявить работодателю, или для трудоустройства после выхода из тюрьмы.
Большинство опрошенных осужденных считают, что их образования, знаний и навыков достаточно для трудоустройства. 17% респондентов считают, что дополнительное образование будет необходимо и планируют его получить или получают в настоящее время в тюрьме. Как и опрос 2018 года, данные 2023 года также показывают, что большинство заключенных планируют искать оплачиваемую работу после выхода из тюрьмы. Лишь 9% опрошенных заключенных не планируют искать оплачиваемую работу, а 6% на данный момент не знают, будут ли искать оплачиваемую работу.
Те осужденные, которые планируют работать после освобождения, в 42% случаев не будут скрывать от работодателя, что они сидели в тюрьме.
Что думают работодатели
Исследование показывает, что скептицизм среди работодателей по поводу трудоустройства бывших заключенных снижается.
Как и население в целом, большинство работодателей также считают, что человек, совершивший преступление один раз, может исправиться, но они не согласны с тем, что человек, совершивший преступление несколько раз, может стать лучше. 84% работодателей полностью или частично согласны с тем, что бывшим заключенным следует помочь реинтегрироваться в общество, поскольку это снижает вероятность повторного совершения ими правонарушений.
В то же время, 78% работодателей считают, что работодатель, нанимающий бывших заключенных, способствует общественной безопасности.
Из опрошенных работодателей только 10% указали, что у них есть опыт трудоустройства бывших заключенных. С другой стороны, 19% из тех, кто в настоящее время не нанимает бывших заключенных, заявили, что они были бы готовы нанять бывших заключенных. Это на 5% больше, чем в 2018 году. Кроме того, данные опроса показывают, что работодатели стали менее критично и категорично относиться к возможности трудоустройства бывших заключенных – если в 2018 году 28% опрошенных работодателей сказали категорическое «нет» приему на работу бывших заключенных, то в опросе этого года таких работодателей 18%.
Работодатели меньше всего возражают против приема на работу бывших осужденных за вождение в нетрезвом виде. Более половины - 51% опрошенных работодателей были бы готовы принять на работу этих осужденных, при этом самое негативное отношение у работодателей к осужденным за изнасилование - в целом 90% не стали бы их принимать на работу, аналогичное отношение и к осужденным за убийство - 86% респондентов не стали бы нанимать эту группу. Аналогично, 82% респондентов не стали бы принимать на работу осужденных за умышленное причинение телесных повреждений, а 80% респондентов в целом не поддерживают трудоустройство осужденных за производство, внедрение и распространение наркотиков.
Среди опрошенных нет ни одного работодателя, который считает, что работодателю не обязательно знать о судимости или нахождении работника в местах лишения свободы. При этом более половины считают, что работодатель должен знать это всегда, 39% считают, что это следует знать только в случаях, определенных законом, а четыре процента опрошенных работодателей считают, что это следует знать, если работник сам решит сообщить об этом.