Прокуратура Финляндии начала предварительное расследование возможных военных преступлений, которые совершил гражданин России, командир ДШРГ «Русич» Ян Петровский в Украине. Суд Финляндии уже выносил приговоры участникам геноцида и вооруженных конфликтов в Африке и Ираке. Но это первый случай, когда участник российского вторжения в Украину подозревается в военных преступлениях и может быть осужден лично в не имеющей отношения к конфликту третьей стране.
Русская служба Би-би-си рассказывает, кто такой Ян Петровский, в чем его обвиняет Украина и почему его могут судить именно в Финляндии.
«Пока ситуация со Славяном не решится в нужную нам сторону (выдача РФ) — Русич прекращает выполнение любых боевых задач (…) Если страна не может защитить своих граждан, то зачем гражданам защищать страну?». Такая запись появилась летом в официальном канале диверсионно-штурмовой разведывательной группы «Русич». Постом ниже авторы канала просят: «Не пишите больше угрозы послу РФ в Финляндии, они включились в работу».
В июле 2023 года светловолосый крепкий молодой человек в татуировках стоял в аэропорту Хельсинки, ожидая рейса в Ниццу. Миграционные службы проверяли документы, мужчина показал российский паспорт и вид на жительство в Финляндии на имя Воислав Торден.
Миграционная служба проверила фотографии в документах по базе и обнаружила, что прежде этого человека звали Ян Петровский и ему запрещен въезд в Шенгенскую зону. Его задержали.
Петровский сразу заявил, что готов уехать в Россию. Власти Финляндии не позволили: экстрадиции «Великого Славяна» потребовала Украина. Там его разыскивали давно: Петровского обвиняют в военных преступлениях за участие в событиях 2014–2015 годов в самопровозглашенных ЛДНР. Петровский воевал в Украине и после полномасштабного вторжения туда России в 2022 году, но пока об этом не говорится ни в обвинениях со стороны Украины, ни в заявлениях Финляндии.
В начале декабря Верховный суд Финляндии принял решение не выдавать Петровского Украине. Причиной отказа суд назвал риск бесчеловечных условий содержания — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) более полусотни раз признавал, что украинские тюрьмы нарушают третью статью Конвенции о защите прав человека. Эта статья запрещает пытки, а также унижающее достоинство обращение с заключенными. В 2020 году после потока однотипных жалоб против Украины ЕСПЧ признал проблему системной и вынес «пилотное» решение о необходимых мерах, обязав украинские власти исполнить его за полтора года.
После вторжения России в Украину это оказалось невозможным.
Ян Петровский (новое имя — Воислав Торден, позывной — Славян) родился в 1987 году и провел детство в Петербурге. В 2004 году его мать вышла замуж за норвежца, и семья переехала в Осло. Петровский увлекался историей и с юношества называл себя националистом.
В Осло Петровский начал работать в местном тату салоне, привлекающем людей нацистских взглядов. Он и сам не скрывал своих предпочтений: руки Петровского полностью покрыты татуировками, в том числе с нацистской символикой, рунами, языческими богами. В 2010 году полиция пришла с обыском в этот тату салон и обнаружила схрон оружия и поддельных документов.
Оружие принадлежало российскому националисту, бывшему бойцу смешанного стиля Вячеславу Дацику. Судимый в России за грабеж ларька с сотовыми телефонами, Дацик из психиатрической клиники сбежал в Норвегию и попросил политического убежища. Дацика экстрадировали в Россию, а связанное с ним дело Петровского разбирали месяц. В конце концов его признали невиновным и отпустили.
После внимания к нему норвежских властей, Петровский жаловался на упадок своего бизнеса. Он все чаще ездил в Россию, брал там дизайнерские заказы и в одну из поездок познакомился с Александром Мильчаковым, бывшим десантником, открытым нацистом и человеком, прославившимся убийством щенка на камеру. Именно с ним Ян Петровский отправился воевать в Донбасс. Мильчаков стал командиром формирования, называющего себя диверсионно-штурмовой разведывательной группой «Русич», Петровский — его заместителем. Мильчаков рассказывал, что «Русич» начал участвовать в боевых действиях с июня 2014 года в Луганске и в это же время приехал и «Славян с Норвегии». В Луганске «Русич» попал под командование Александра Беднова, военного сепаратиста из Луганска. Позже ДШРГ принимала участие в боях за Донецкий аэропорт.
В сентябре 2014 года бойцы «Русича» заняли заброшенный украинский блокпост, вывесили на нем желто-голубой флаг и устроили засаду на возвращавшихся на базу солдат батальона «Айдар». В столкновении погибли более 40 украинских бойцов.
На фотографиях, выложенных в сеть непосредственными участниками событий, Мильчаков и Петровский позируют на фоне тел убитых ими «айдаровцев». На щеке одного из раненых бойцов «Айдара» Ивана Исыка вырезали коловрат — языческий знак солнца. Такой же коловрат был на шевронах группировки — в России этот символ включен в список экстремистских материалов. Участники «Русича» вообще любят похвалиться своими действиями, в том числе откровенно садистскими — например, Мильчаков охотно рассказывал, как бойцы «Русича» отрезали украинским солдатам уши.
«Это вкус победы, почему бы и нет?» — говорил Мильчаков. — «Главное, что враг мертв. Как ты этого достиг — неважно: из засады, со спины, спящего ночью. Война — это когда вы вдесятером подошли к одному из-за спины, забили его и ушли довольные, потому что ты победил, а он лежит».
После убийства «Бэтмена»-Беднова и еще одного командира сепаратистов Александра Мозгового в 2015 году, в котором подозревали как Украину, так и власти самопровозглашенной ЛНР и российскую сторону, «Русич» покинул Донбасс. Командир «Русича» назвал пророссийские власти «шлюхиными детьми» и заявил, что его подразделение будет воевать «и против них, и против укров».
В 2016 году норвежские власти лишили Петровского вида на жительство из-за того, что он долго отсутствовал в стране, и заявили, что он представляет угрозу для Норвегии. Тогда же, в 2016 году, Международный уголовный суд в Гааге завершил предварительное расследование событий 2013–2015 годов, произошедших в Украине. В нем упоминается группировка «Русич» и ее возможная ответственность за военные преступления. После этого Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении Яна Петровского и Алексея Мильчакова по подозрению в «участии в террористической организации» на территории Украины.
В 2022 году «Русич» (и Ян Петровский в его составе) снова отправился в Украину. Судя по всему, это произошло при поддержке «Союза добровольцев Донбасса», который возглавляет бывший глава самопровозглашенной ДНР Александр Бородай — во всяком случае, в конце апреля Петровский и Бородай сидят рука об руку в тренировочном лагере. Петровский возглавляет подразделение «Вереск».
Боевиков «Русича» перебросили в Харьковскую область, где они принимали участие в боевых действиях сразу с 24 февраля 2022 года. «Он был первый вместе с моим подразделением, кто пересек границу и начал очищение наших русских земель от захватчиков», — говорил Петровский о дне начала российского вторжения на похоронах погибшего сослуживца. Также он пообещал всем присутствующим, включая покойного, встретиться в Вальгалле, раю согласно скандинавской мифологии.
Собеседник Би-би-си, хорошо знакомый с деятельностью «Русича» и попросивший не называть его имени, говорит: «Теперь тут все по-взрослому, не пара десятков отмороженных, а нормальное боевое подразделение со всем обвесом». Он утверждает, что «Русич» подчиняется «кураторам из Росгвардии» и часть вооружения ему досталась от ЧВК «Вагнер».
Финляндия не могла выдать Украине Петровского, потому что иначе сама нарушила бы Европейскую конвенцию по правам человека, комментирует Би-би-си международный юрист Григорий Вайпан. «У любого государства есть обязанность — перед выдачей убедиться, что выдаваемое лицо не будет подвергнуто бесчеловечному, жестокому или любому другому унижающему достоинство обращению, и это стандартная практика. В Украине это давняя проблема — по состоянию на 2021 год, более 90% мест принудительного содержания не соответствовали условиям надлежащего содержания», — говорит юрист.
Вайпан поясняет, что под ненадлежащими условиями имеется в виду в основном переполненность, отсутствие необходимой медицинской помощи, отсутствие нормальной вентиляции, освещенности и питания, — а не жестокое обращение с заключенными. Тем не менее ряд европейских стран уже экстрадировали обвиняемых лиц в Украину. Например, Словакия выдала фигуранта коррупционного дела, Бельгия — обвиняемого в насильственном преступлении, а Литва — обвиняемого в хищении средств.
Но просто отпустить Петровского в Россию финские власти тоже не могли. В день решения Верховного суда об отказе в экстрадиции Петровского снова задержали, а затем поместили под арест. 15 декабря Финляндия решила, что самостоятельно будет расследовать его возможную причастность к военным преступлениям.
В заявлении финской прокуратуры говорится, что Петровский подозревается в военных преступлениях в отношении «раненых или сдавшихся в плен украинских военнослужащих».
Прокуратура ссылается на положения главы 11 Уголовного кодекса Финляндии:
«Военные преступления и преступления против человечности». Они предусматривают наказания за действия, нарушающие международные договоры, ратифицированные Финляндией — Женевские конвенции (в том числе об обращении с военнопленными и о защите жертв вооруженных конфликтов), Римский статут Международного уголовного суда и иные общепризнанные правила ведения войны, нарушение которых считается военным преступлением в соответствии с международным правом.