Теперь дело предстоит рассмотреть Рижскому окружному суду.
Скандал с "высшей мерой"
Грантиньш обвиняется в разжигании национальной розни на созданном им портале www.tautastribunals.eu. Он обвиняется по двум статьям Уголовного закона — в связи с разжиганием национальной ненависти и выражением направленного против Латвии призыва.
Этот скандал в свое время был очень громким: от имени активистов времен Атмоды было объявлено, что некий патриотический трибунал к высшей мере наказания приговаривает президента Латвии Вайру Вике–Фрейбергу, премьера Айгарcа Калвитиса, министра иностранных дел Артиса Пабрикса и других.
Создатели портала их обвинили "в разрушении территориальной целостности Латвии, геноциде латышского народа… произволе в принятии политических решений, грубом игнорировании конституции".
Ныне покойный адвокат Грантиньша Павел Ребенок в свое время нам рассказывал, что его клиент не отрицает размещения публикаций в интернете, однако не признает, что призывал в них к насилию. Обстоятельства обвинения адвокат разглашать не захотел, но подтвердил, что оно основано на нескольких статьях на портале www.tautastribunals.eu.
Однако когда дело расследовала Служба госбезопасности, нанятые ими эксперты из Бюро омбудсмена и общественно–политического центра Providus пришли к выводу, что в публикациях гражданина Германии латвийского происхождения Грантиньша усматриваются признаки разжигания ненависти.
Чем еще известен Грантиньш
Процесс по делу Грантиньша шел непросто: суд неоднократно откладывался из–за болезни подсудимого — человека почтенного возраста.
На момент задержания 23 июля 2015 года Грантиньшу было 65 лет.
24 августа 2015 года прокуратура предъявила Грантиньшу обвинение в разжигании национальной, этнической и расовой ненависти с использованием автоматизированной системы обработки данных.
После изменения меры пресечения он отправился на лечение в Германию.
"Хельсинки–86" была латвийской правозащитной группой, которую в июне 1986 года в Лиепае основали Линардс Грантиньш, Раймонд Битениекс и Мартиньш Барисс с целью проследить, чтобы соблюдались права латвийской народной экономики, культуры и индивидуума. За границу было передано протестное письмо против советских правоохранительных органов, а также документы об основании "Хельсинки–86", что вызвало широкий резонанс.